Найти в Дзене
Московская мозаика

"Слово для защиты" : хоровод дебютантов (В. Абдрашитов,А.Миндадзе и В.Куприянов)

Фильм с этим названием стал моей первой серьезной работой в кино. Режиссер Вадим Абдрашитов, для которого это тоже был дебют, доверил мне сыграть роль Савушкина- нашего молодого современника. Черты характера героя, прописанные в сценарии Александром Миндадзе, во многом совпадали с моими и поэтому , смею надеяться, на экране все выглядело довольно органично и убедительно. Утверждение на роль случилось довольно неожиданно и стремительно. После того как произошло знакомство со сценарием , Вадим Юсупович спросил: «Ну как?» и , не дожидаясь ответа , известил, что съемка назначена на следующий день, «а посему отвечай коротко : да или нет ? ». Я, конечно же, согласился. Однако к нахлынувшей радости примешалось чувство недоумения. Неужели создателям картины не важен мой актерский потенциал? Ведь как творческая личность я им совершенно не ведом. Или самоуверенность режиссера позволяет ему рассчитывать на желаемый результат с первым подвернувшимся актером? Оказавшийся позже у меня в руках


Фильм с этим названием стал моей первой серьезной работой в кино. Режиссер Вадим Абдрашитов, для которого это тоже был дебют, доверил мне сыграть роль Савушкина- нашего молодого современника. Черты характера героя, прописанные в сценарии Александром Миндадзе, во многом совпадали с моими и поэтому , смею надеяться, на экране все выглядело довольно органично и убедительно.

Утверждение на роль случилось довольно неожиданно и стремительно. После того как произошло знакомство со сценарием , Вадим Юсупович спросил: «Ну как?» и , не дожидаясь ответа , известил, что съемка назначена на следующий день, «а посему отвечай коротко : да или нет ? ». Я, конечно же, согласился. Однако к нахлынувшей радости примешалось чувство недоумения. Неужели создателям картины не важен мой актерский потенциал? Ведь как творческая личность я им совершенно не ведом. Или самоуверенность режиссера позволяет ему рассчитывать на желаемый результат с первым подвернувшимся актером? Оказавшийся позже у меня в руках альбом с фотопробами развеял возникшие сомнения. Выяснилось, что на мою роль были и другие кандидаты, но видимо что то с ними не "срослось".
Натурным объектом для первого съемочного дня был выбран драматический театр на Малой Бронной. Предстояло снимать снаружи и внутри. По установившейся традиции об тележку с камерой разбили тарелку и приступили к творческому процессу. Моей партнершей была блистательная Марина Неелова. Видеть ее в деле-оказалось истинным наслаждением. Было чему поучиться ! Больше всего поражало умение актрисы моментально войти в необходимое психологическое состояние.

-2

Мне же по неопытности многое в окружающей обстановке мешало сосредоточиться. В остальном грех жаловаться. Это был единственный случай за всю мою не богатую кинокарьеру, когда весь отснятый материал полностью вошел в картину (как известно, при монтаже порой часть кадров летит в корзину), а сцены с моим участием снимали в хронологическом порядке, что позволяло поэтапно подходить к конечному результату.

Рабочий момент съёмок . Ваш покорный слуга  возле  телефонной будки.
Рабочий момент съёмок . Ваш покорный слуга возле телефонной будки.

Запомнилась работа над финальным эпизодом фильма, происходившем в зале суда. Замечательному актеру Станиславу Любшину потребовалось немало дублей, прежде чем он удовлетворился результатом.

-4

Когда настал мой черед, подошедший режиссер так в двух словах обрисовал душевное состояние моего героя: «Ну ты понимаешь, суд, судопроизводство… С непривычки, от всего этого ты ох…л». Я хотел было возразить, что нас этому не учили, но прозвучала команда «мотор, камера» и мне ничего не оставалось, как на крупном плане, постараться выполнить поставленную задачу. Затем по примеру старших товарищей я заикнулся о дополнительном дубле с целью добиться полного совершенства, но, увидев реакцию Абдрашитова, понял, что повтора не будет. Вот и гадай теперь: то ли мне действительно все удалось с первого дубля, то ли для фильма, в целом, данный момент не имеет особого значения?!
По завершению съемок пожилая женщина из режиссерской группы с уверенностью, прокуренным голосом, сказала на прощанье: «Юноша, поверьте моему опыту, Вы будете сниматься». Мне и самому тогда казалось, что это неизбежно и закономерно. Почему бы режиссерам не приглашать актера, способного предельно точно воплощать их замыслы? Да еще с первого дубля. К тому же, у меня в кармане была роль Принца (см. на моем канале "Из грязи, да в князи..." ), для которой я в то время старательно отращивал волосы. Увы, пророчество сбылось лишь отчасти. Снимался, но до обидного мало.

-5

На премьере в Доме кино увидеть фильм не довелось. Сразу после представления на сцене участников картины, Вадим Юсупович потянул нас в ресторан, отмечать событие. Отказать ему было невозможно. Во время банкета к нашему столу подходили завсегдатаи означенного заведения и заискивая улыбаясь, произносили в адрес режиссера всяческие льстивые речи. Мой сосед справа (режиссер Евгений Радкевич) расценил поведение актерской братии как попытку предложить себя для будущих проектов. И уже тогда я твердо решил никогда не вести себя подобным образом. Возможно, моя принципиальность помешала более успешному построению кино-карьеры, но тут уж себя не переделаешь.

Увы , с тех пор поработать вместе не довелось. .
Увы , с тех пор поработать вместе не довелось. .

С Мариной Мстиславовной Нееловой мы встретились ровно через четверть века на картине «Азазель». Приятно было вновь ощутить на себе обаяние уникальной актрисы. Однако это уже другая история.

-7

Спустя полвека, на 80-летии Школы-студии МХАТ, произошла и встреча со Станиславом Андреевичем Любшиным .

-8