Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Китай переосмысливает Тайвань после начала Россией спецоперации на Украине

Китай ранее недооценивал решимость Запада, трудности завоевания, стоимость жизней, денег и репутации. Си Цзиньпин и его люди, несомненно, пристально следят за событиями в Украине. Им может не понравиться то, что они видят, и это должно заставить их переосмыслить сценарий захвата Тайваня на нескольких фронтах. К ним относятся боевые и оперативные позиции. Но не менее важно, что придется пересматривать готовность Тайваня сопротивляться. Также они захотят переоценить готовность Соединенных Штатов, Европейского союза (ЕС) и других свободных стран (таких как Япония) оказать военную поддержку (прямую или косвенную) Тайваню и ввести карательные финансовые и экономические санкции против КНР.

Пекин может считать, что он недооценил западную основу, трудности захвата Тайваня по разумной цене, измеряемой жизнями солдат Народно-освободительной армии (НОАК), экономический и репутационный ущербы Китаю и риск превращения КНР в международного изгоя. Русские, очевидно, рассчитывали, что демонстрации «шока и трепета» (после длительной кампании запугивания и тайных подрывных действий) будет достаточно, чтобы быстро поставить Украину на колени. Оказалось не совсем так.

Пекин рассчитывает на нечто подобное. Время не будет на стороне Китая. Пекину нужен быстрый свершившийся факт, иначе он рискует, как и Россия, которая учится на Украине, у сторонников Тайваня будет время, чтобы закалиться и организоваться, чтобы поддержать Тайвань и наказать КНР. Тем более что изображения мертвых тайваньцев и разрушенных зданий попали бы в Интернет, изображения, которые также не приветствовались бы в КНР, если бы они прошли через Великий брандмауэр. Пекин столкнется с серьезными проблемами во многих областях, включая наземные, кибернетические, воздушные и системы вооружения.

С точки зрения рельефа две зоны боевых действий (Украина и Тайвань) очень сильно отличаются друг от друга. Украина - это в основном равнина, частично открытая и частично покрытая лесами, граничащая по суше с Россией и Белоруссией. Главный остров Тайваня находится в 90 милях от берега Китая с узкой, в значительной степени урбанизированной прибрежной равниной на западной стороне и гористой остальной частью. Забудьте о танковых штурмах, но не забывайте о трудностях городского боя.

Ландшафт Тайваня выгоден для защитника. У тайваньских вооруженных сил есть свои проблемы, но это компетентная и серьезная сила, способная обескровить нападающего. И небольшой успех может вырасти и укрепить доверие военных и общественности. Даже относительно небольшое количество целеустремленных и достаточно хорошо обученных защитников может создать серьезные проблемы: разозлить и задержать атакующие силы в городской, лесистой и даже относительно открытой местности. Киберзащиту также сложнее взломать, чем предполагалось ранее. Коммуникационные сети Украины, кажется, все еще функционируют в достаточной степени, а «командование и контроль» украинских вооруженных сил действует. Закрыть тайваньские сети может быть еще сложнее.

Ракетная стратегия. Точно так же ракетный обстрел может быть не таким решающим, как ожидалось. Русские применили ракетные удары большой дальности, но, похоже, они не имели нужного эффекта. Будет ли использование большего количества ракет более эффективным? Пекин должен задаться вопросом. Иногда ты просто растаскиваешь завалы, и это ужасная «оптика» с точки зрения пропаганды. Поэтому нет лучшего способа вызвать международное сочувствие к людям, на которых вы нападаете, чем подобная пропаганда.

Вид с воздуха. Кроме того, Китаю может быть намного сложнее, чем ожидалось, установить контроль над воздушным пространством. Российские ВВС значительно превосходят ВВС Украины (ВСУ) и численностью и классом во всех отношениях, а все украинские аэродромы известны и доступны для удара. Тем не менее, ВСУ все еще действуют на определенном уровне (хотя русские, похоже, немного сдерживаются).

Запускаемые с плеча зенитные ракеты, такие как «Стингер», могут быть очень эффективными для надежной противовоздушной обороны, даже против противника, который имеет намного превосходящие ВВС. Они дешевы, просты в использовании и трудно определить их местонахождение.

Высокоточное оружие. Что касается высокоточного оружия, то в случае с Украиной «Джавелин» и другие противотанковые ракеты могут доставить массу неприятностей атакующей группировке, даже гораздо более мощной. В случае с Китаем противокорабельные ракеты будут эквивалентом «Джавелина» в борьбе с Украиной. Одна противокорабельная ракета может и потопить корабль. Это оружие легко развертывать и использовать, и его очень трудно обнаружить и уничтожить. У ВМС Народно-освободительной армии (НОАК) могут закончиться корабли (и экипажи) раньше, чем у Тайваня закончатся противокорабельные ракеты.

Безъядерная карта. Также возможно, что «карта ядерных вооружений» - это не все, чем она является. У России есть ядерное оружие, а Украина не рассыпалась. А американцы и европейцы все равно поставляют Украине серьезное и эффективное вооружение – хотя совсем недавно большинство ученых мужей считало это невозможным, поскольку это было бы слишком провокационно.

Экономический/ финансовый. Пекину, вероятно, тоже не понравится то, что он увидит на экономическом/финансовом фронте, если американцы, европейцы и другие решат сделать с КНР то, что они делают с Россией. Они продемонстрировали готовность применять серьезные экономические и финансовые санкции против России и, что немаловажно, против высшего руководства России. Нацеленность на зарубежные активы должна беспокоить элиту Чжуннаньхай и Коммунистической партии Китая (КПК), учитывая масштабы их перемещения за границу и масштабы их собственности. Российские и китайские элиты рады тому, что их граждане подвергаются всевозможным наказаниям, но когда это касается их лично, это другое уравнение.

Лидеры КНР, по-видимому, думали, что жители Запада и другие никогда не будут вводить санкции, которые также наносят ущерб их собственной элите и их экономике. Кажется, они ошиблись – хотя время покажет, насколько они самоотверженны. Прервите финансовые операции США, экономические связи и передачу технологий в КНР, и китайская экономика столкнется с серьезными проблемами, причем очень быстро. ЕС также запретил полеты российских самолетов на территории ЕС. Американцы могут последовать за ними. Аналогичным образом оказывается давление на российские СМИ.

Деловые отношения. Китайские лидеры, возможно, не приняли во внимание уровень потенциальной изоляции, если они вторгнутся на Тайвань. Возможно, им придется передумать. Уход British Petroleum и других компаний из России стал неожиданностью. КНР должна теперь задаться вопросом, могут ли многие иностранные якорные арендаторы и фирмы, заявлявшие, что находятся в Китае надолго, просто уйти. И если их правительства введут ограничения и санкции, это решение может быть принято за них. Акционеры также могут помочь принять решение, жалуясь, что компаниям не следует инвестировать в страну, которая нападает на своих демократических соседей. Один из аналитиков отмечает, что на сегодняшний день обвинений в геноциде, извлечении органов, удушении Гонконга и издевательствах над соседями недостаточно, чтобы побудить западный бизнес уйти из Китая. Возможно, Тайвань (вслед за Украиной) добьется цели.

Политический/психологический. Украина и Тайвань - это битвы не только разума, но и крови и стали. Так называемый обезглавливающий удар с целью устранения национального лидерства не всегда так прост, как это показала Украина. То же самое относиться и к Тайваню. Смелые лидеры могут сплотить народ, который считался деморализованным и готовым рухнуть. КНР может недооценивать Тайвань в этом отношении. И даже если несколько высших лидеров будут убиты или взяты в плен, это не значит, что все остальные перейдут на сторону захватчика.

Китай, как и Россия, возможно, рассчитывал на Квислингов и пятую колонну, чтобы помочь разрушить Тайвань/Украину изнутри. Учитывая стойкость Украины и смелые попытки ее руководства сплотить оборону, русские, должно быть, задаются вопросом, что произошло? Китайцы тоже должны задаться вопросом, правильно ли были потрачены деньги, которые они тратили на подрыв тайваньских политиков, ученых, СМИ и других.

Создание имиджа - разрушение имиджа. Убийство мирных жителей и разрушение гражданской инфраструктуры могут привести к обратным результатам. Вместо того, чтобы терроризировать и заставить подчиниться, это может спровоцировать более широкое сопротивление и побудить другие страны и организации усилить давление с целью наказания и изоляции виновных (в данном случае Китая). Таким образом, Китай превратится из милых панд в глазах иностранцев в кровожадных огнедышащих драконов.

Явный урок из действий России состоит в том, что если КНР вторгнется на Тайвань и это обернется длительной кровавой баней, мировая репутация Китая быстро испортится – и так и будет продолжаться. Он изолирует себя и превратится в международного изгоя. Что-то вроде большой Северной Кореи. Даже финансовые и деловые круги Америки, которым до сих пор удавалось не обращать внимания на неопровержимые доказательства нарушений прав человека в КНР в надежде заработать немного денег, могут изменить свою позицию, когда появятся видеоролики о взрывах Тайбэя, Тайчжуна и Гаосюна и лжи мирных жителей.

Звонок для пробуждения. Украина пробуждает Тайвань и тайваньцев к угрозе, с которой они сталкиваются со стороны КНР. Тайваньцы, возможно, хотели проигнорировать китайскую угрозу. Но точно так же, как Гонконг пробудил их к реальности жестокой политической войны, Украина напоминает всем о надвигающейся опасности. Это, скорее всего, приведет к улучшению тайваньской защиты, поскольку ей будет уделяться больше внимания и ресурсов. И это также может привести к более быстрому улучшению возможностей военного резерва и, возможно, даже к элементарной схеме гражданской обороны.

Из-за Украины многие другие страны (Америка, Европейский союз, Япония и другие) сейчас усвоили, что «тайваньский сценарий» действительно вероятен в ближайшем будущем. Таким образом, проблема будет привлекать гораздо больше внимания и с большим ощущением безотлагательности, чем раньше.

Русским даже удалось заставить немцев, наконец, встать на дыбы. Можно ли было себе это представить совсем недавно? Китай должен задаться вопросом, сделают ли японцы то же самое? И не только японцы. Может быть, южнокорейцы и дальше длинный список других. Все это не является хорошей новостью для руководства Коммунистической партии Китая.

Поиск основы. Россия действительно может заставить Украину подчиниться в ближайшие недели. Но все не вернется на круги своя. Россия и ее экономика будут бороться. И пройдет много лет, прежде чем на Россию и русских не будут смотреть косо. Украинская авантюра Путина во многом напомнила Западу, что у него все еще есть некоторые принципы. Большой урок для Пекина: запугать соперника и заставить его сдаться сложнее, чем кажется. Россия много месяцев и даже лет пыталась противостоять Украине. Китай десятилетиями пытался противостоять Тайваню. И без особого успеха. Вторжение в Украину, похоже, ухудшило положение России, и отговорки, например, заявление о том, что у России «не было выбора», по большей части не оправдались. Си Цзиньпину, возможно, придется вернуться к чертежной доске, если он захочет подчинить себе Тайвань.

ГРАНТ НЬЮШЕМ, морской пехотинец США в отставке, бывший дипломат, научный сотрудник Центра политики безопасности. Статья опубликована в JAPAN Forward.