90 миллионов человек – столько было просмотров у фильма «Пираты ХХ века». Даже на утренних сеансах залы были полными, а школьники прогуливали целыми классами, чтобы попасть на «Пиратов».
Даже в наши дни этот фильм смотрят и любят многие зрители – вот это сила настоящего киноискусства и мастерство постановщиков, а также актеров. Я хочу рассказать о некоторых особо интересных моментах съемок этого боевика
Сюжет, сценарий и место съемок
Основа сюжета – это реальные события. Советский танкер «Туапсе» действительно попал в плен в 1954 году. Его захватили в Южно-Китайском море военные. Тогда многие советские моряки пропали без вести, и мало кому удалось вернуться домой. Об этом случае был снят фильм «Ч. П. -Чрезвычайное происшествие», где снимался еще молодой Вячеслав Тихонов. Конечно, это была не пиратская история, а политические интриги.
Сценаристы фильма – Борис Дуров и Станислав Говорухин. Дуров был еще и режиссером. Они хотели вместе снять этот фильм, но Говорухин стал работать над картиной «Место встречи изменить нельзя» и Дурову пришлось работать без него.
Дуров сам ездил по Крыму, ища подходящие пейзажи для съемок. Он хотел, чтобы натура походила на берега Южно-Корейского моря. В итоге он выбрал Новый Свет, Коктебель и местечко недалеко от поселка Оленевка. Так же часть съемок планировалась в Жданове (сейчас этот город называется Мариуполь).
Актеры-корабли
Роль транспортного судна «Нежин», на котором, по сценарию, моряки из СССР везли драгоценные грузы, исполнил сухогруз «Фатеж». В начале картины товар погрузили как раз в морском порту города Жданов. А корабль «Фатеж» относился к морскому пароходству Азова.
Судно, разумеется, не пострадало в ходе съемок – его не топили. И чтобы создать эффект пожала на палубе, постановщики просто зажгли смолу в железных тазах, расставленных по периметру.
Когда съемки закончились, «Фатеж» продолжил свою работу в порту и на море. В 1985 году на судне произвели капитальный ремонт, и оно отправилось в Севастополь, чтобы перейти в собственность Черноморского пароходного флота. Где и находилось до сей поры.
Судно пиратов «Mercury» – это учебный корабль Азовского флота «Адмирал Лунин». Этого судна сейчас не существует. Дело в том, что в конце 80-х годов его купила Греция, где корабль исправно выполнял свои обязанности до 1999 года.
А потом там случилась странная история: кто-то подорвал корабль, и он частично утонул прямо в порту. Информации об этом происшествии мало, и кто совершил это, греки так и не выяснили.
Главные роли в фильме
Сначала режиссер не рассматривал Николая Еременко на главную роль в этом фильме. Но тот продемонстрировал отличную физподготовку: выполнил сальто и показал пару приемов каратэ. Дуров впечатлился и взял Еременко. Не прогадал – Еременко признали, как лучшего актера 1980. И старший механик Серега стал одной из ключевых ролей в фильмографии Еременко.
Главным антагонистом стал Талгат Нигматуллин, бывшие близким другом Еременко. Талгат тоже хорошо знал каратэ, занимался этим с детства, даже становился чемпионом Узбекистана в этом виде спорта. Жестокий пират Салих получился у Нигматуллина выше всяких похвал.
Постановка боевых сцен
Консультантом на съемках был Тадеуш Касьянов. Он являлся мастером восточных единоборств, параллельно занимался также постановкой всех сцен боя, а еще сыграл в фильме боцмана.
Еременко и Нигматуллин не использовали дублеров, выполняя все трюки самостоятельно и по-настоящему вступая в бой. В результате повредили себе суставы, ломали пальцы и выбивали локти. Самый знаменитый эпизод драки между Салихом и Сергеем снимался с трех точек по очереди. Дублей было много – драку снимали аж целый день. Николай вспоминал, что последствия на своем теле он ощущал еще долге время.
Говорили, что сцена, когда Сергей прыгает со скалы на корабельную палубу, едва не лишила Еременко жизни. Якобы он промахнулся и свалился в море, недалеко от винтов, едва туда не попал. Но оказалось, что так актеры рекламировали фильм – это оказалось просто выдумкой.
Безопасность во время съемок соблюдалась предельно четко. Когда судно шло вдоль скал, винты не работали, корабль двигался по инерции. Когда Николай погружался в воду, его ждали водолазы и вместе с ним заплывали в каменную природную нишу. Как только корабль уплывал, актера тотчас доставляли к поверхности.
Реквизиты: оружие и мины
Донные мины с усиками были ценным реквизитом. Конечно же, они были не настоящими: это были копии, сделанные из дерева. По одной из баек, как-то случился шторм и один из таких муляжей унесло в открытое море. Об этом сразу же сообщили в Черноморский флот и получился скандал.
Правда, вряд ли это все же было на самом деле, ведь такой реквизит был всегда под строгим контролем.
Сцену с затоплением «Нежина» сняли в бассейне гостиницы «Ялта». Перед этим делали муляжи коридоров корабля и кают – на это ушло около двух недель. Съемку и тут контролировали водолазы, на всякий случай. А еще среди профессиональных водолазов была женщина, дублировавшая актрис. Она надевала их одежду и по очереди меняла в процессе подводных съемок. Эпизод спасения женщин с корабля снимали целую неделю.
Цензура и продолжение фильма
Первый показ фильма был закрытым, на нем присутствовали представители Худсовета и другие руководители советской киноиндустрии. Естественно. Поначалу фильм не одобрили. По мнению чиновников было много упоминаний иностранных крепких напитков, обилие жестких сцен и атрибутика буржуазного запада, в том числе джинсы.
Цензоры нашли фильм «несоветским, и он лег на полку. Так бы и лежал, если бы один из сотрудников Госкино не отправил одну из копий Леониду Ильичу. Брежневу фильм очень понравился. Он восхищался подвигом русских моряков и приказал сразу же выпустить «Пиратов» на широкие экраны.
И напоследок хочется сказать, почему не было продолжения. Еременко хотел снова вернуть роль Сереги, сделавшую его таким известным. И сам в 90-е годы пытался добиться, чтобы «Пираты» получили продолжение.
Однако в 90-е годы страна переживала упадок, и естественно, не было ни кинематографа, ни кинопроката. И соответственно, денег на съемки новых фильмов. Потом из жизни ушел и Николай Еременко, и больше никто не стремился снять продолжение.
Жаль, это один из самых классных фильмов СССР, который можно смотреть снова и снова.
А вы как думаете, было бы продолжение «Пиратов ХХ века» таким же достойным?
Или так уже снять невозможно?