Далеко не всем известно, что знаменитый командир подлодки Александр Маринеско был прославлен как «подводник №1» только в нашу эпоху. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено лишь в 1990 году, под давлением общественности. С середины 80-х авторитетная газета «Известия» вела настоящую войну с Министерством обороны СССР и руководством ВМФ. По версии газеты, Александр Маринеско – незаслуженно забытый, недооценённый герой. Военные же придерживались другой точки зрения. Но в итоге уступили.
Неоднозначность личности Маринеско состоит в том, что он был известен не только как гроза немецкого флота, потопивший огромный лайнер «Вильгельм Густлофф». Но и как очень скандальный и недисциплинированный человек: дебошир, пьяница, драчун и хулиган, а потом ещё и «расхититель социалистической собственности».
Небезупречная репутация
В октябре 1941 года Александра Маринеско исключили из кандидатов в члены партии за постоянное пьянство и организацию в дивизионе подводных лодок азартных карточных игр. Среди сослуживцев он имел кличку «Саша-стакан».
Но командиром Маринеско был хорошим, и моряки его любили. К тому же, не так много в распоряжении командования флота было квалифицированных профессионалов, способных водить подлодки в затяжные походы. Поэтому начальство мирилось со вздорным нравом Маринеско. До конца войны.
За один инцидент бравый капитан чуть было не поплатился. Его лодка стояла в порту финского Ханко, а сам Маринеско с приятелем уехали отмечать Новый 1945 год в город Турку. Веселье било через край. Маринеско завёл роман с местной женщиной.
Её гражданский муж связываться с советским подводником побоялся, но пошёл жаловаться на него властям. Команда Маринеско тем временем без капитана перепилась и устроила безобразную драку с финским населением Ханко.
Это всё ещё ничего, но 2 января подлодка по плану должна была выйти в очередной поход. 2 января прошло – а капитана нет. Посланный офицер нашёл Александра Ивановича в совершенно расслабленном состоянии. Не желая отрываться от новой возлюбленной, он отправил офицера восвояси, со словами: «Ты меня не видел. Иди, докладывай». Но тот всё же доложил, что видел.
За эту выходку Маринеско должен был пойти под трибунал, но адмирал Трибуц, командующий Балтийским флотом, распорядился отложить разбирательство дела до конца войны.
Претензии по службе
Последний поход Маринеско (конец апреля – 1-я половина мая 1945 года) получил разгромную аттестацию:
«Имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог… Действия командира подводной лодки на позиции – неудовлетворительные. Командир подводной лодки не стремился искать и атаковать противника… В результате неактивных действий командира подводная лодка С-13 боевую задачу не выполнила».
Командир бригады подводных лодок, капитан 1-го ранга Курников.
За это Маринеско был понижен в звании до старшего лейтенанта, отстранён от командования лодкой и направлен в распоряжение Военного совета флота. А потом и уволен «в связи с халатностью, пьянством и распущенностью».
Глупое дело о «хищениях»
На гражданке Маринеско получил должность заместителя директора Ленинградского НИИ переливания крови. Пагубную тягу к алкоголю он не забросил. И в 1949 году его осудили на 3 года лишения свободы «за разбазаривание социалистической собственности».
На самом деле, Александр Иванович сам уличил своего начальника в хищениях. Однако директор НИИ, куда более ловкий человек, чем прямолинейный Маринеско, повернул дело так, что в лагеря отправился не он, а его зам – бывший подводник.
Во дворе НИИ лежало несколько неучтенных брикетов торфа. Маринеско получил устное согласие директора и раздал их сотрудникам института. Кроме того, в дело втиснули институтскую кровать, которую обнаружили на квартире у Маринеско. То ли она была списана, то ли нет, но отметка на ней имелась. Бывшему капитану «пришили» и хищение этой кровати.
При этом прокурор, сам бывший фронтовик, отказался вести обвинение, а народные заседатели написали особое мнение. Но дело рассмотрел другой состав суда, и Маринеско поехал на Колыму.
На зоне он отметился жестокими драками с уголовниками и бывшими полицаями, но на волю вышел немного раньше срока: в октябре 1951 года.
Через полтора года врачи поставили ему страшный диагноз: рак пищевода. Но с этой ужасной болезнью он прожил ещё довольно долго – до 25 ноября 1963 года.
Незадолго до смерти, в 1963-м, Маринеско был реабилитирован: ему вернули прежнее звание (капитан 3-го ранга, по-сухопутному майор), и пересмотрели его дело о хищении. Однако звание Героя Советского Союза было присвоено Маринеско лишь в 1990 году, как я уже сказал, – под давлением общественности.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, почему солдаты СС не хотели сдавать в плен?