В цикле заметок "Два саундтрека" на очереди тема крайне интересная и одновременно крайне деликатная. Сегодня мы немного расскажем о двух произведениях рок-музыкантов к фильмам, затрагивающим такое явление как религия. Оба представленных альбома имеют интересную историю. И объединяющий их неортодоксальный взгляд на традиционные верования. Хотя по сути они являются полными противоположностями.
Bobby Beausoleil – The Lucifer Rising (1980)
Короткометражный фильм американского авангардно-андеграундного режиссера-экспериментатора Кеннета Энгера с провокационным названием "Воскресение Люцифера" долго задумывался, в нем не раз менялся актерский состав, лента переснималась. Наверное, Господь гневался и не хотел выхода картины, основанной на религиозно-оккультном учении, называемом Телема, автором которого был широко известный в определенных кругах британский чернокнижник, маг и оккультист-теоретик Алистер Кроули. Энгер же, соответственно, являлся поклонником данного господина, его теорий и всех излишеств и отклонений от нормы, к ним прилагающихся. По сюжету, пробуждающийся Люцифер приходит на смену древним, в основном египетским, богам. Остальные подробности его, с позволения сказать, творчества вне интересов нашего дзен-канала, поэтому мы останавливаться на них не будем. Желающие найдут их сами. Мы же сосредоточимся на столь же извилистом как и у ленты пути создания звуковой дорожки к ней.
В начале 1967 года в солнечном Сан-Франциско Кеннет Энгер попал на представление группы The Orkustra, лидером которой был Бобби Бьюсолей, бывший участником одного из ранних составов знаменитых Love. Энгер был впечатлен и предложил Бобби написать музыку для своего нового фильма и даже сыграть в нем роль. Но сотрудничество вышло неудачным. Состоявшаяся в 1967 году для ограниченного круга зрителей премьера картины провалилась. Версии сторон о причине провала разнятся (ну ещё бы!). После этого разгорелся конфликт, причиной которого, как говорят (с), стал пакет с "лекарственной" травой, коей "лечились" обе стороны.
Инвесторы выделили Кеннету деньги на съёмки новой версии фильма. Нет, чтобы дать по ж... пожурить хотя бы. Тут почему-то вспоминается история про Тарковского и его "Сталкер", который тоже пришлось переснимать. Что поделать. Гении - они такие. Энгер отправляется в Лондон, где в 1968-ом на аукционе по продаже памятных вещей Алистера Кроули, знакомится с Джимми Пейджем. Знакомство становится более близким, и в 1972-ом Джимми и Кеннет договариваются о работе над саундтреком. Пейдж музыку написал. Весьма для себя экспериментальную. Впрочем, о ней позже. Но звуковой дорожкой она не стала из-за конфликта режиссера с автором музыки (или его женой?). Поводом же стали по версии агентства ОБС (с) ("Одна Бабка Сказала") те же "лекарства", что и ранее. Зато Пейдж вместе с Марианной Фэйтфул, надеюсь, всем знакомо это имя, попал на экран в роли "Man Holding the Stele of Revelation". Тоже кинокарьера, однако.
А Бобби, успевший получить пожизненный срок и оказаться в тюрьме по обвинению в совершении тяжкого преступления, узнает о том, что Пейдж выбыл из проекта и пишет Энгеру послание с предложением создать ещё одну версию музыкального сопровождения "The Lucifer Rising". И ведь создает. И пластинка выходит. И сопровождает Бьюсолейла на ней коллектив заключенных, названный с едкой иронией "The Freedom Orchestra - Оркестр Свободы".
Однако, мне кажется, что если говорить о музыкальных достоинствах издания 1980 года, то не стоит заострять внимание на месте его создания. Если запись 1967-го, представленная на представленной выше на Яндекс.Музыке антологии "Bobby Beausoleil – The Lucifer Rising Suite (Original Soundtrack And Sessions Anthology) (2014) Лейбл: The Ajna Offensive", выглядит сыро, вымученно и ученически, то более поздний релиз вполне себе независимая работа в психоделическом ключе. Не совсем хард, не совсем прог, расцвет которых Бьюсолей пропустил по понятным причинам, но вполне внятная и вменяемая работа в духе раннего Pink Floyd. Интересная дорожка к нетривиальному кино-произведению. Оккультный эзотерический тюремный шансон по-американски.
Любопытный факт. Пейдж свой вариант саундтрека "Lucifer Rising and Other Sound Tracks" таки выпустил на виниле в 1987-ом и в 2012-ом переиздал на CD. Как некая дополнительная деталька к коллекции произведений Джимми сей опус может быть и интересен упертым фанам гитариста Цеппелинов, но к творческим удачам этот релиз, на мой взгяд, не отнесешь никоим образом.
Ютуб-канал L0K3
Peter Gabriel – Passion: Music from the Last Temptation of Christ (1989)
"Воскресение Люцифера", полное нео-языческих мотивов, и "Последнее искушение Христа - The Last Temptation of Christ" Мартина Скорсезе, саундтрек к которому из-за проблем с авторскими правами был назван "Страсти Господни", пытающееся бунтовать против христианской традиции, в любом случае произведения-антагонисты. И музыка к фильмам была написана в первом случае преступником, мотающим срок на нарах, во втором - мировой рок-звездой, обласканной славой, известностью, успехом и сотрудничающей с организацией "Amnesty International - Международная амнистия". Гэбриэл даже совершил пару благотворительных туров в её поддержку.
Тема же авторских прав возникла во многом из-за того, что идеи Питера Гэбриэла не поместились в прокрустово ложе музыкального сопровождения к экранным сценам. Фильм был снят, звук наложен, а некоторые интересные музыкальные куски, написанные бывшим вокалистом Дженезис, остались неоприходованными и не вписывались в сюжетную канву. Поэтому было взято рабочее название ленты. И мало похожий на классические образцы жанра саундтрек обрел отдельную от кинокартины жизнь.
Для создания музыки "Страстей" Гэбриел объездил Северную Африку и Ближний Восток. Он использовал в записи народные инструменты этих регионов. В разных треках присутствуют армянский дудук, египетский аргул, курдский танбур, персидский кеменче, ближневосточная и закавказская флейта ней. Кроме того в некоторых пьесах можно услышать отзвуки народных армянских и курдских мелодии. Соединенные в амбиентные текстуры и смешанные с современным звучанием гитар, синтезаторов и всяких экзотических инструментов они создают поразительно древнее и в то же время актуальное полотно. Медитативная музыка эпизодами струится чистым горным ручьем, а временами пробирает до мурашек.
Это не традиционный для Гэбриэла прог. И не столь удачный поп-рок его блистательного предыдущего диска "So". Это предельно тонкий и тревожный эмбиент в компании освежающего этнического фьюжна и умиротворяющего нью-эйджа. Понятное дело, что здесь Вы не найдете прямолинейных рок-хитов. На альбоме нет вещей с вокалом Гэбриэла в традиционном для поп-музыки смысле этого слова. Фрагменты, которые поет Питер и ряд других музыкантов, это бэк-вокал и вокализы, искусно вплетенные в инструментальную ткань композиций. Но если вы потрудитесь уделить данной записи некоторое количество вашего драгоценного времени, то откроете великого музыканта с неожиданной стороны. А ещё внезапно обнаружите, что величайшая из случившихся в человеческой истории трагедий удивительно (а может, и наоборот, совершенно неудивительно) органично сочетается с музыкальными традициями того региона, в котором она случилась около двух тысячелетий назад.
Добавлю, что звезд африканской и азиатской музыки, участвовавших в записи, перечислять можно очень долго. Но тот, кому это интересно, прочтет об их участии сам. А тем, кто оценивает музыку по принципу "зашло - не зашло", я "Passion" рекомендовать не буду. Как, впрочем, и "Lucifer's Rising". Оно вам ни к чему.
Автор заметки - БиС.
#музыка #рок #саундтреки #lucifer's rising #last temptation of christ
#peter gabriel #Bobby beausoleil #jimmy page