Школа производит людей. Звучит несколько странно, но ведь это правда. Дошкольные учреждения не ставят своей задачей сформировать человека, их задача сделать пребывание в яслях или детском саду безопасным и, по возможности, полезным. Школа же ставит своей безусловной целью формирование социального человека. Какую задачу ставит школа при формировании личности в человеке? Является ли основной задачей образовательной программы счастливое существование человека? Очевидно, что нет.
Обратите внимание, насколько слово счастье в публицистике, канцелярском языке, политике выглядит глупо. Представьте, что кандидат в президенты будет говорить о том, что его цель – это счастье народа. У современного электората такой подход ничего кроме насмешек не вызовет. Хотя счастье – это такое же слово, как и благополучие. Разность семантики этих слов в том, что благополучие подразумевает решение материальных проблем, наличие квартиры, автомобиля, хорошего дохода, уверенности в завтрашнем дне, а счастье, все же – это некая высшая форма благополучного существования, которая наполнена любовью, радостью, и даже эйфорией. В обществе, где не могут решить проблему благополучия, всегда будут относиться с устойчивым недоверием к тому, кто обещает счастье. Но разве мы не должны ставить высшие цели, чтобы идти правильным путем? Разве такие дисциплины как экономика и менеджмент не учат нас тому, что задачи в мире потребления должны быть наивысшими, определяющими вектор действий? Почему ставится задача решить проблему бедности, когда нужно ставить задачу всеобщей обеспеченности? Почему мы определяем минимальный размер оплаты труда и не говорим о том, что это понятие лишь подчеркивает обреченность существующей экономической системы? Мы заявляем, что остановим рост цен на коммунальные услуги, и не ставим перед собой задачу создать систему, где уровень благополучия позволит ликвидировать проблему дефицита семейного бюджета.
Неужели такие очевидные вещи непонятны государственным мужам?
Конечно, понятны. Высшие цели – это правильный подход. Например, в спорте стремление к идеалу есть нормальная практика, и никто не смеётся над спортсменом, который мечтает прыгнуть выше головы.
Народ стремится к счастью, так как это естественно для человека. И современные маркетологи это хорошо понимают. Чем это доказывается? Стремление к счастью не проговаривается как некая реальная цель, стремление к счастью – это основа информационной среды, которая действует по методике, разработанной психологами и психиатрами за последние столетия. Кому интересно, может ознакомиться с таким понятием как суггестивная психология, с произведением «Я и оно» З.Фрейда, которое раскрывает принцип удовольствия, как основополагающий в психике человека, с монографиями В.М.Бехтерева, посвященными гипнозу и воздействую на сознание человека.
На основе достижений и открытий великих умов, современные манипуляторы сознанием электората прекрасно понимают, что воздействовать необходимо через неосознанные процессы, так как прямое обращение к разуму у человека еще со времен Адамы и Евы вызывало протест. Вспомните, как Библейский Бог строго-настрого запрещал срывать плод с древа познания добра и зла. И это было прямое обращение к разуму жителей Эдема. К чему оно привело наверняка все помнят.
Идея счастья заключена в основные информационные системы. Самая глобальная система – это экономика, которая с помощью рекламы ежесекундно вдалбливает человеку идею, что он может быть счастливым, если потратит свои ресурсы на определенный товар или услугу. Тут вам и красивый автомобиль, тут вам и хорошая квартира, тут вам и одежда, продукты, техника, парфюмерия, кредиты… в общем всё, что может решить материальные проблемы человека, но никогда не сделает его счастливым, потому что материальные ресурсы – это основа благополучия, но не основа счастья. Самый дорогой смартфон или лучший автомобиль не дадут человеку любовь и гармонию. Скорее наоборот. Ровно через календарный год реклама создаст новый миф о счастье, и массовый потребитель будет гнаться уже за ним. Тот, кто раскрыл этот миф, наталкивается на новый риф, грозящий сознанию из глубины подсознания.
Искусство. Многие поморщатся, когда прочитают строки о том, что современная популярная музыка и массовый кинематограф есть искусство, но все же это искусство, если угодно, псевдоискусство. Количество жанров, количество исполнителей и количество продуктов массовой культуры просто поражает, но все как один, воздействующие на большую аудиторию, рассказывают о счастье. Они поют, кричат, читают и показывают о разбитом сердце, о великих достижениях, о спасении мира, о противодействии злу, о вселенском счастье, о своей власти и божественной силе… Это могучий и великий блок информации, который сублимирует естественное стремление человека к счастью за счет реализации его стремления в музыке, клипе, образе артиста или в фильме.
А еще есть спорт, а еще есть интернет, а еще есть алкоголь и наркотики. И все это существует только для того, чтобы никто прямо не говорил о том, что человек нуждается только в одном – быть счастливым. Идея вечно ускользающего из рук счастья есть основа движения социума, каждый человек словно осел за морковкой, повешенной у него перед носом, идет в сторону счастья, и делает это своим путем. Кто-то уходит из дома в лес, чтобы насладиться природой, кто-то идет в магазин алкогольной продукции, кто-то смотрит аниме и получает порцию своей реальности, в которой есть место его образу сознания и позволяет хоть на час быть социально адаптированным, нужным, вовлеченным и даже умиротворённым, кто-то же просто идет к дилеру, который пытается решить свои финансовые проблемы за счет смертей других людей, опираясь на экономический принцип, обоснованный Ч.Р. Дарвиным, гласящий, что победит сильнейший. Дилер, конечно, окажется за решеткой, там он встанет перед выбором: сдать ли своего дилера и быть убитым или остаться за решеткой на пару десятков лет… И все эти разные, на первый взгляд, истории имеют корни одного стремления человека – стремления к счастью, о котором говорить запрещено в контексте решения серьезных задач.
Так вернемся же в школу!
Как дела обстоят там? А там первоклассники первого сентября, переступая порог этой суровойабрики социально адаптированных людей под интересы вышестоящих классов, встречают шарики, белые банты, нарядных учителей, поборы, прокрустовы оценки, психологическое перенапряжение, экзамены на соответствие потребностям цивилизованного общества.
Почему все так ужасно? Потому что маленький человек с неоформившейся психикой попадает в мир русского языка, литературы, математики, музыки, труда, физкультуры на фоне построения отношений между такими же как он маленькими людьми, а также на фоне построения отношений со сложившейся государственной системой, не получая ответы на самые главные вопросы, которые стоят перед человеком. Как жить? Какие ценности брать в основу своих действий? Как управлять своим психологическим состоянием? Как стать счастливым? Как строить отношения с социумом?
И когда происходят трагедии, в которых маленькие человечки убивают других маленьких человечков, информационный поток ненадолго наполняется вопросами в поисках ответа, в чем же причина таких ужасных событий. На самом же деле, причина только одна. Современная система организации цивилизованного общества ставит перед собой задачу создания далеко не счастливого человека, а человека послушного.
Поэтому не будет в нашей образовательной системе перемен к лучшему, никто не будет вкладывать огромные финансы в построение фабрики людей со стремлением делать человека счастливым, потому как это просто невыгодно и даже опасно. Что может дать социуму счастливый человек? Захочет ли он брать на себя тьму кредитов, чтобы каждый год менять свой смартфон и пытаться взобраться на автомобиль, который явно ему не по карману?
Счастливый человек – это свободный человек. Свободный человека – опасный человек.