Зачем?
Вы знали, что каждый читающий молитву "Отче наш" просит Бога простить только при условии, если мы простили? И Христос много раз указывал, что грехи не будут прощены тому, кто не простил других.
Как простить
Когда обида небольшая, проблем особо нет, забыли и всё тут. А если это измена? Предательство? Подлость?
Конечно, стоит начать с простой молитвы: "Господи, даруй мне простить этого человека."
Схииуген Савва вслед за святыми отцами предлагает молиться так: "Спаси, Господи, раба Твоего (имя) и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое".
Это хорошо. Только это практические не возможно заставить себя поверить в святость предателя, изменщика, ведь он представляется нам чудовищем. Конечно, если повторять эту молитву часто, Господь даст благодать и наш разум может начать в это верить.
А вот молитва, которая помогла лично мне:
"Господи, спаси раба Твоего (имя), он впал в искушение и поступил так, потому что это Я такой. Это МОЙ грех, моя вина. МЕНЯ прости, МЕНЯ помилуй"
Где логика?
Казалось бы, в это ещё труднее поверить, чем в святость предателя. Но логика здесь есть!
Часто муж и жена даются друг другу, как лучшие средства для спасения. Они дополняют как хорошие стороны друг друга, так и шлифуют недостатки. Об этом я много читал.
Так и в паре "обидчик - обидимый" тоже есть связь. Нужно рассуждать так:
Если бы я не был таким (здесь подставьте нужно слово: гордым, жадным, самолюбивым, блудливым, тщеславным, ленивым, маловерным, малодушным и т.д.), Господь бы не попустил этому человеку впасть в это искушение. Господь был вынужден привлечь этого несчастного к участию в этой беде, чтобы вразумить меня и исцелить от страстей. В своё время Господь даст и ему покаяние и смирение и так мы оба получим пользу и спасёмся.
Когда я начинал так молиться за человека, который причинил мне много боли, обида уходила и на душе наступал мир.
Так поступал Христос
Если этой логики Вам мало, вспомните, что Христос не на словах, но на деле взял на Себя вину каждого из нас. И не просто вину, но и наказание - распятие и смерть. К тому же Он не был виноват, а за грехи наши пострадал.
В нашем же случае никто не может сказать: я ничего не сделал плохого в жизни, за что меня стоило бы так обижать и предавать. Так может сказать только человек, который давно не исповедовался и очерствел сердцем.
Большинство же легко увидят в своей жизни подобные преступления - если не по отношению к людям, то уж точно по отношению к Богу. Были ли мы всегда Ему верны? Не предавали ли грехами? Увы и ах!
Поэтому давайте признаем, что мы в какой-то мере стоим своего обидчика и достойны отчасти этого наказания. А потому будем просить прощения прежде всего себе. И поверьте, когда Господь увидит наше сокрушенное сердце и искреннее покаяние, Он коснётся сердца нашего обидчика и даст раскаяние и ему. В этот любовь и в этом премудрость Божия.
Всем мирного Неба и милости Божией! С началом Великого Поста!
иерей Владимир Панарин