Найти тему
Книжная аптека

Ранняя проза Бориса Пастернака. Почему ее невозможно читать?

Пастернак – мой любимый писатель. Его стихи и прозу я могу читать когда и где угодно, в любом настроении, даже если чего-то сходу не понимаю и спотыкаюсь. Но многие жалуются, что очень трудно читать даже «Доктора Живаго», а уж «Детство Люверс», «Охранную грамоту» или, не дай Бог, «Апеллесова черта» - это уж вообще невозможно. Давайте разбираться.

Прежде хочу сказать, что я твердо стою на позиции, что нет плохих и хороших писателей и произведений. Есть только «мне понравилось» или «мне не понравилось», «мой писатель» или «не мой писатель». Этому меня научил профессор В.С.Баевский. Он сам всю жизнь, кроме Пастернака и поэзии Серебряного века, занимался как литературовед поэтами так называемого 2 плана, 3 плана, известными и малоизвестными поэтами Смоленской области.

Поэтому с писателями и их произведениями, как и с живыми людьми в повседневной жизни, надо совпасть: представлениями о жизни, эстетическими категориями, может быть, даже фактами жизни, духовным и душевным настроем и еще много-много чего можно перечислять.

И я не согласна, что раннюю прозу Пастернака читать невозможно. Но почему же ее читать действительно трудно?

Во-первых, это проза поэта. Со всеми ее метафорами, недосказанностями. Где повествовательность значит меньше, чем выражение чувств, мыслей, импульсов (как в поэзии). «Он объединял поэзию и прозу как единое искусство слова», — говорил академик Д. С. Лихачев.

Во-вторых, Пастернак говорит много и метафорично (и в прозе, и в стихах), потому что ему очень много хочется сказать миру и читателям. Его путь в литературу был наполнен другими искусствами, все детство и молодость – постоянное освоение культуры во всех ее проявлениях.

Напомню, что родился он в семье художника, академика Петербургской Академии художеств, Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны.

Борис Пастернак с родителями, братом и сестрами.
Борис Пастернак с родителями, братом и сестрами.

Семья родителей дружила с художниками Левитаном, Нестеровым, Поленовым и другими. В доме проводились музыкальные вечера с приглашением Скрябина и Рахманинова. Отец писал портрет Толстого, и сын Борис присутствовал при этом. В детстве мальчик неплохо рисовал, потом в 13 увлекся музыкой, и 6 лет занимался под руководством Скрябина. В «Охранной грамоте» Пастернак напишет: «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха»…

Вообще – он любил все делать абсолютно, идеально. Закончив философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, изучал философию в Марбургском университете у главы неокантианской школы профессора Когена. Тот советовал юноше продолжить карьеру философа в Германии. Но так как Пастернак не увлекся философией абсолютно, без остатка, то он не пошел и по этой дороге.

-3

А в 23 года понял, что хочет заниматься литературой.

Поправьте меня, если я ошибаюсь, но немного мы найдем писателей, которые почти профессионально разбираются и в живописи, и в музыке и в философии. Кроме того, он в совершенстве владел английским, французским, немецким языками, хорошо – итальянским и грузинским, мог переводить и с других языков.

Все это богатство образов, идей, красок и мелодий бурлило в нем и требовало выхода и в стихах, и в прозе.

-4

В феврале я перечитывала

«Детство Люверс»(1918 г.) и «Охранную грамоту»(1929 - 1930 г.).

И снова была поражена, как ошеломляющая метафоричность, яркие образы и одухотворенность сочетаются с «вещностью» его языка, его плотностью и насыщенностью бытовыми, жизненными деталями.

Я бы сравнила язык прозы Пастернака с пасхальным тестом, наполненным изюмом, цукатами и орехами. В него хочется погружать руки, ощущать его, мять, растягивать и, находя неожиданно орехи или фрукты – рассматривать их, перебирать пальцами. Язык плотный, насыщенный, гиперметафоричный. Много устаревших слов, а есть привычные нам слова, но Пастернак наполняет их собственными оттенками смысла. Да, много слов из сферы искусства и философии, но для Пастернака это обычный повседневный язык, для него вся мировая культура – это обыденность.

Сегодня, когда мы уже привыкли к «простому языку автора», и в отзывах пишем об этом как о достоинстве – конечно, прозу Пастернака читать может быть трудно. Но в то же время можно получить огромное наслаждение от нее. От того русского языка образованных людей начала 20 века, который теперь исчез.

-5

Повесть «Детство Люверс» меня поразила проникновением в психологию девочки и вообще маленького ребенка. Я подумала, что если бы ребенок из своей точки возраста 5-6 или 10 лет, мог написать такой текст – это была бы именно эта книга.

Как ребенок воспринимает мир? Мы, взрослые, при помощи слов и понятий. Ребенок еще не знает всех этих слов, поэтому – в виде наплывающих картинок, образов. Иногда – отдельными деталями, иногда – единым целым, ощущает весь мир сразу. Пастернак это передал в повести необыкновенно точно и проникновенно.

Вот откуда у детей – вдруг, ничем не объяснимые с нашей точки зрения, слезы. Или радость. От того, что они видят и понимают не то и не так, как мы, взрослые. И ведь именно такое детское, незамутненной логикой восприятие мира может стать залогом появления таланта или гения.

Таким оставался и сам Пастернак до конца своей жизни – открытым миру, иногда наивным, но бесконечно восхищенным жизнью и людьми.

«Охранная грамота» – это автобиографическая проза. Детство, музыка и Скрябин, Марбург, философия и Коген. Первая любовь к Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца) и отвергнутость. Целая глава о Маяковском, которым Пастернак восхищался: встречи, поездка в Петербург к Брикам, день гибели.

-6

Очень образно, завораживающе и поэтично. Хотя некоторые абзацы пришлось перечитывать дважды. Пастернак рассказывает о себе, но мы видим и романтичный Марбург, и московские поэтические кружки, и Россию 1912 года, которую автор проезжает на поезде, возвращаясь из Германии.

Книга рассказывает о пути рождения поэта. Это повесть поэта-музыканта, поэта-философа. И главное в этой книге – это, конечно, гимн искусству: «Оно интересуется не человеком, но образом человека. Образ же человека, как оказывается, – больше человека...».

А здесь можно прочитать мой отзыв о романе «Доктор Живаго»

О любви Пастернака к хозяйственным хлопотам в Переделкино

О книжке «Детство Люверс» с детскими иллюстрациями, выпущенной в Перми

О моем Учителе – профессоре В.С. Баевском и как я почти держала в руках письмо Пастернака

Читали прозу Пастернака? Понравилось или было трудно?

Благодарю за ваши лайки, они развивают канал и придают автору уверенности!

Приглашаю подписаться, чтобы не пропустить новое интересное о литературе, книгах и писателях.

Заходите, приглашаю общаться.