(заметка для тех, кто вяжет)
«Вы написали, что требование прекратить кровопролитие надо направлять в Вашингтон и в Брюссель, откуда наши украинские братья и сёстры были втянуты в самоубийственную авантюру против Донецка и Луганска, областей, которые по международным договорам Россия признавала частями Украины. Но зачем же Вашингтону и Брюсселю кровь украинцев и русских?...»
Вопрос только кажется простым, потому что ответы на него мы слышим со всех сторон, ответы в целом вполне разумные и верные… Но всё же я не усомнюсь в вышеуказанном подзаголовке.
К тому же, не было бы счастья, да несчастье помогло: на крутых поворотах судьбы, – а тем более общей судьбы народов – закономерно и устойчиво растет число вяжущих. И пусть вас это не удивляет. Сошлюсь на нашего старшего современника, участника Великой Отечественной Войны:
«Свет пройди, – нигде не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той святей и чище,
Что бывает на войне».
Восстановится ли та святая и чистая дружба, вопреки проложенным чужою рукою госграницам?... Бог весть. Пока займемся заданным вопросом.
* * *
Знакомые нам ответы группируются вокруг двух центров: экономика (материальная выгода) и политика (власть над народами, своими и чужими). И поскольку разговор у нас идет с теми, кто вяжет, нет смысла останавливаться на этих очевидных предметах, относящихся к общепонятным качествам человеческой природы,– жадности и властолюбию, – неустранимым без опоры на Всевышнего и верности Ему. Речь не об этом.
Речь о том, что ответы эти, хоть и верные, и разумные, но неполные. Почему? Для начала, просто по данным наблюдений. Начиная с лета-осени прошлого года события развивались как в начале партии двух опытных шахматистов: дебют разыгрывается ход за ходом следуя логике шахматных канонов. Так и здесь: уничтожение Минских соглашений с нарастающей агрессией против восточных областей – признание Россией их независимости – призыв о помощи – нарастание вооруженного конфликта – страдания, кровь и смерть – бурная радость «геополитических партнёров».
В этой игре «партнёры» – а теперь уже противники – играют белыми: они делают первый ход, инициатива у них. Тогда спросим: почему именно сейчас они начали свою убийственную игру? В течение восьми лет ситуация была хоть и отвратительной, но в основном стабильной, и упомянутые задачи в сфере экономики и политики – и вытеснение России с международных рынков, и нанесение нам экономического ущерба, и нагнетание русофобской истерии для внутреннего и внешнего потребления, – как были, так и остались, и даже не без успеха.
* * *
Так что же случилось?... Может быть, Россия приобрела колоссальный экономический потенциал, наподобие нашего великого восточного соседа? – Увы, нет. Или лагерь «партнёров» оказался на грани развала, социального и внешнеполитического? – Отнюдь нет. Проблема на нашей стороне. Для них – большая проблема.
Россия приняла поправки в Конституцию. Россия начала – медленно, но всё же – переводить их на законодательный, исполнительный и правоприменительный уровень. Россия начала согласованные действия против иностранных агентов, и совсем уж робко (но начала!) – против «четвертой власти» в целом, против тирании Интернета.
А поскольку на той стороне вяжут не хуже нас с вами, нет ни малейших причин удивляться тому, что они сделали первый ход. Как выразился печально знаменитый персонаж нашей истории, вчера было еще рано (т.е. не было прямой необходимости), а завтра для них будет поздно.
* * *
Возможно, вам покажется, что я предаюсь неуместным фантазиям, теряю рациональную почву из-за абстрактных «идейных соображений»… Ничуть. Имеется поддержка со стороны весьма авторитетного источника:
«До последнего времени не прекращались попытки использовать нас в своих интересах, разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои псевдо-ценности, которые бы разъедали наш народ изнутри, те установки, которые они уже агрессивно насаждают в своих странах и которые прямо ведут к деградации и вырождению, поскольку противоречат самой природе человека… Этому не бывать. Этого никогда и ни у кого не получалось. Не получится и сейчас», – Президент Российской Федерации в своем телевизионном обращении к народу России 24 февраля нынешнего года.
Каждый из тех, кто вяжет, вправе спросить: как связан конфликт на Украине с нашим сопротивление «псевдо-ценностям, которые противоречат самой природе человека»? Отвечаю. Воздействие это двухстороннее, «охват клещами», как и подобает опытным стратегам.
Одна сторона – надежда на то, что из-за экономических трудностей и угрозы со стороны НАТО российская власть вывесит белый флаг и возвратит климат 90-х г.г. прошлого века. А вторая сторона – видимо, направление главного удара – расчет на дезинтеграцию общества (помните бесконечные причитания о «непримиримых разногласиях» по любому поводу, от хулиганства в храме до лагерного срока какому-то проходимцу?) и на последующий «майдан», который опрокинул бы нашу Родину в запланированный ими хаос.
* * *
Осталось последнее, как будто мелкое и незначительное, но очень важное. Едва ли не суть дела.
Здравомыслящие не преминут нам возразить, что если «псевдо-ценности противоречат самой природе человека», то и опасаться их нечего. Даром что соцсети – и даже Яндекс.Кью, где мне приходится отвечать на вопросы – доверху заполнен таким «материалом», и ни малейшего намерения убрать его оттуда не заметно. Как говорили в эпоху застоя, «читатель с интересом прочтет (а в наше время посмотрит картинки и видео) и с омерзением отбросит…»
Что ж, господа здравомыслящие, флаг вам в руки в таком оптимизме. Но прошу вас повнимательнее прочесть приведенные выше слова Президента о деградации и вырождении. И прошу вашего терпения еще на одну цитату, недлинную и, видимо, малознакомую:
«Когда противник говорит: "Я не перейду на вашу сторону", – я спокойно отвечаю: "Ваш ребенок уже принадлежит нам... А кто вы такой? Вы уйдете. Вас не станет. А ваши потомки уже на нашей стороне. И скоро они не будут знать ничего, кроме своей принадлежности к новому сообществу"» (Уильям Ширер. Взлет и падение Третьего Рейха. Том 1).
Сказано персонажем, которого наши «партнёры» почитают за своего вождя (чаще скрыто, а кое-кто и явно – припомните, пожалуйста, немецкое слово), 6 ноября 1933 года, через несколько месяцев после прихода к власти. «Скоро они не будут знать ничего, кроме своей принадлежности к новому сообществу»…» – Что было дальше, вам известно.
…За истекшие два с чем-то десятка лет мы привыкли, что у нашего Президента слова не расходятся с делом. И это прекрасно. Но заметим, что в данном конкретном деле очень многое зависит от нас. От тех, кто вяжет.