Христиане верят в Яхве – именно это имя написано в Библии, и оно обозначает Бога-отца. Многие верующие видят в нем светлого, всезнающего и доброго Бога, Творца всего живущего на Земле и за ее пределами.
Однако, если почитать священное Писание, а особенно ту часть, что называют Ветхим Заветом, и вдуматься в деяния Божии, то представления о Яхве могут совершенно поменяться. Итак…
Он – не единый Бог-Творец, были и другие соратники
Уже в начале прочтения Священной книги начинают появляться сомнения у внимательно читающего человека. Если брать оригинальный текст на иврите, в книге Бытия творец обозначен словом Элохим. Это название – производное от слова Элоах во множественном числе.
Все семитские народы о божестве говорили – Элоах (кстати, вспомните Аллаха у мусульман). И если Элохим перевести на русский – это значит «боги». Правда, Аллохим – с арабского если перевести, означает «мой Бог», то есть тут уже разночтений нет, так как мусульманство – наиболее поздняя религия, основанная на Ветхом Завете.
Сам Яхве (глава 1:26 и глава 3:22 Бытия) говорит о своей сущности во множественном числе. Мало того в Псалмах 81-м, 49-м и 85-м Бог упоминается, как один из многих:
Библейские тексты несколько раз упоминают Яхве, как Бога конкретного народа – евреев. Одновременно с этим в Писании есть упоминания имен других богов, которым поклонялись соседи, и даже некоторые иудеи. Бог Израилев собирался совершить суд над египетскими божествами, также упоминались терафимы.
В Книге Судей (XIV-XI вв. до н.э.) описана эпоха вершивших суд. То есть иудеи тогда. Помимо Яхве почитали мелких родовых божков. Царь Соломон (1 тыс. н.э.) так же поклонялся иным богам, помимо Яхве (3-я книга Царств, гл. 11).
Эту версию подтверждают многие историки и археологи. При этом единобожие в Израиле сформировалось не так уж и давно, как хотелось бы многим христианам и иудеям. Есть мнение, что, да, Яхве был самым могущественным богом из сонма божеств Израиля, кроме того, израильтяне, которые жили во времена Первого Храмового, считали, что у каждого народа свои боги.
Генотеизм Древнего Израиля
Все вышеописанные взгляды на религию принято называть генотеизмом. Ученые считают, что вера в единого Бога пришла иудеям лишь в IV-I веках до н.э. Получается, что монотеизм появился в Израиле прямо накануне рождения Иисуса Христа.
Археология подтверждает такую версию. В крепости Кутилет Аджруд, изученной археологами в 70-е гг. ХХ века обнаружены надписи и рисунки, датированные VIII в. до н.э. Надписи расшифровали и узнали, что тогда иудеи отдавали дань поклонения Ашере. О
дин из рисунков гласил: «Это Яхве и его Ашера», и нарисованы два антропоморфных божества, а рядом, немного сзади человек. Который будто играет на каком-то инструменте. То есть, иудеи стали чтить Ашеру, и сделали ее супругой Яхве. В Ханаане же Ашера была женой Эля.
Яхве любил жареное мясо
Боги не могли принимать человеческую пищу, разумеется. Но они могли «вкушать приятное благоухание» жареного мяса. Об этом ясно написано в Книге Бытия (8:21):
Яхве предпочитал жертвоприношения в виде хорошенько прожаренного мясца. Это есть в 4 главе Бытия, где описано, как Бог не принял дары Каина, который принес фрукты и овощи, но благостно отнесся к дарам Авеля, приготовившего жареное мясо.
Жертвы для Богов были популярными среди многих народов древности, в том числе и у иудеев. Последние подносили мясо до эпохи разрушения Второго Храма (ок. 70-х гг. до н.э.) Чаще всего на жертвенные алтари ложились домашние животные. А люди верили, что так они искупят грехи и получат божественное расположение.
Яхве – бог мрака
Современные христиане видят Бога, как носителя света. Однако Ветхий Завет изобилует сюжетами, когда Яхве любил мглу и темное время суток.
Есть иудейский праздник, в который исполняются Заповеди Пасхальной Ночи. Его отмечают в Пасху (Песах). Суть торжества очень мрачная: во мгле ночи Яхве ходил по домам иудеев, ища младенцев и убивая первенцев Египта.
Интересно, что в наши дни православные богослужения в честь Пасхи и Рождества Христова так же ведутся в ночное время суток.
Яхве совсем не такой добрый
Христиане, читавшие Библию, а именно Ветхий и Новый Заветы, знают о огромной разнице между старозаветным Богом Яхве и новозаветным сыном его Иисусом Христом. Последний – есть всепрощение и огромная любовь к человечеству. Отец его тоже не должен иметь ничего темного и плохого.
Но Яхве-Иегова не такой: он может мстить, обрушая на людей потопы и землетрясения, ревновать, гневаться и разочаровываться в людях, уничтожая целые города (Содом и Гоморру, например).
Статья сопровождается иллюстрациями и цитатами, взятым из Ветхого Завета и других Священных книг. Также использованы материалы из книги С. Петрова "Вот б-ги твои, Израиль! Языческая религия евреев" и Дж. Дея "Яхве, боги и богини Ханаана". Фотографии из свободных источников интернета.
Спасибо за внимание.
Прошу подписываться, если работа вам понравилась!
Очень жду ваших комментариев!