Друзья, и снова здравствуйте ! Хочу сегодня попробовать рассмотреть интересную тему: постараться понять молодого следователя Владимира Коротаева. Его мысли, поступки, мотивацию, наконец. Некоторые меня спросят, а зачем ? Давай, пиши сразу ответ: кто убил или замерзли они, или нет? Постараюсь объяснить свою позицию: читателей у нас сотни, если не тысячи и каждый со своим мировоззрением, каждый воспринимает ту или иную информацию по своему, согласны ? У каждого свои "тормоза", тараканы, принципы и у каждого свои ЯКОРЯ. Дело группы Дятлова очень сложное, по моим подсчетам: тут как минимум три "истории" переплелись. И я считаю, что без осознания и четкого представления: что же представлял собой каждый "ключевой" человек при расследованнии УД на Перевале, мы не найдем Истину. Мы должны проникнуться каждой мелочью и представлять всё на основании различных поступков и проступков, воспоминаний о нем очевидцев, и тем более, личных рассказов. Что это за Личность, его психотип, его логику. Мы должны понять поступки Дятлова, Колмогоровой, Золотарева, Колеватова, Иванова, манси Курикова и всех-всех, кто там был и для себя решить, что ими двигало. Например, что двигало поисковиком Типикиным,почему он после в своих воспоминаниях рассказал, как они залазили с С.Согриным на обледенелый Останец и нашли там записку группы Бориса Гудкова из МГУ ? Зачем он это озвучил, ведь это чистые "враки"? Кто считает, что мои мысли, изложенные сейчас, это просто ерунда, то могут просто пропускать данные публикации.
Многие не знаю: откуда появился следователь Владимир Коротаев и куда он потом пропал. Справка: Образование высшее юридическое. Окончил Свердловский юридический институт в 1958. В органах прокуратуры работает с 11 августа 1958, с сентября 1958 по 29.10.1962 - следователь прокуратуры г.Ивдель. А вот теперь повнимательнее: Владимир после окончания института в течение года, то есть до августа 1959 должен быть стажером: таковы правила тех лет (Согласно Указу Президиума ВС СССР от 24.05.1955 "Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР" (Ст.52) И только в исключительных случаях, по Представлению прокурора, допускалось сокращение стажировки и вступление в должность раньше. 4.02.1959 аттестован с выводом о соответствии занимаемой должности следователя. Приказом Генерального прокурора СССР от 4.04.1959 №29-а В.И.Коротаеву присвоен классный чин младшего юриста. Увидели какое число 4.02.59 , ничего не напоминает ? Найдены тела группы Дятлова. Может и просто совпадение. И практически еще через год, в июле 1960 года он получает новый чин: юриста 3-го класса (считайте лейтенант). Это я к тому, что кто-то мне писал, что Коротаева отстранили от дела дятловцев с понижением и далее он чуть ли не на должности "подай-принеси" работал в Ивдельской прокуратуре. А через 2 года, в 1962 году, он получает очередное звание юрист 2 класса(ст.лейтенант) и его забирают в Свердловск.
Первое впечатление по личности Владимира Коротаева я получил, прочитав более года назад статью-расследование Александра Каса. Но вы знаете, со временем мое мнение достаточно сильно изменилось. Не могу сказать: в лучшую или худшую сторону. В сторону более четкого и яркого понимания характера этого человека. И хотя я ранее написал про него уже две статьи, но понимаю, что необходима и третья. Напомню, что большой архив молодого следователя Коротаева за "ивдельский" период 59-62 годов, попал в руки писателя Олега Архипова. А ведь кроме дела о гибели группы Дятлова, Владимир занимался и делом катастрофы самолёта гражданской авиации 123-го авиаполка марки ЯК-12 под управлением лётчика Свердловского Управления ГВФ – Патрушева Г.В.(тоже знаком нам по делу группы), и делом по гибели экипажа вертолета МИ -4 П.В. Гладырева (июль 1960) в районе Ивделя.
То есть, в начале следствия, Прокуратура, подключив его в феврале к работе по группе Дятлова,и увидев его усердие и ретивость, а также - прочитав обширные и грамотные протоколы, видимо решила: пусть молодой товарищ следователь работает на второе, "секретное" дело: где нужны реальные и правильные показания для "верхов". Вспомним, что В.Коротаев говорил про его допросы манси, и как они рисовали что-то серебристо-продолговатое, летящее по небу. И у этой "сигары" с одного конца вырывалось яркое голубое пламя. Молодой следователь с честью справился с возложенным на него непростым заданием. Более того: он единственный, кто присутствовал при реальном вскрытии в морге № 240 Ивдельлага. Тогда здание морга, как говорил сам Владимир, было незаметно окруженно тихими "товарищами в пальто ". И это были не милиционеры, своих милиционеров я всех знал в лицо, рассказывал он позже. Запомнилось нам также слова Коротаева: там ещё присутствовал судмедэксперт Возрожденный и смэксперт Ганц, который, увидев череп Тибо-Бриньоля вскричал "Иди, посмотри на это .. !" Череп Николая был сильно деформирован, можно сказать расплющен.
Характер Владимира Коротаева был своеобразный: любил он показать свою значимость, даже по молодости: там где нужно было сказать Прокурор Темпалов и я, говорил только "я". Там, где в интервью правильно было бы рассказать "следователь Иванов поручил мне..": он всегда говорил "Я сделал и поставил Свердловск в известность". Я уверен, что эта некоторая "звездность" пришла к нему уже позже, когда он стал следователем "важняком" при Прокуратуре СССР. Пришла и осталась даже в воспоминаниях про свою молодость. Но отзывы коллег о нем, как о профессионале были только положительными. Участвовал он во многих очень громких делах, например в "расстрельном " Деле Гастронома №1 "Елисеевский".
" Каким Владимир Иванович был следователем?
- Коротаев отличался умением получать признательную информацию.
- Выбивал показания?
- Нет. Что вы?! Он работал как психолог. И вообще он был одним из немногих, кто умел по-настоящему заниматься следствием. В Ивделе он раскрыл десятки убийств, его за это ценили.
- Известно ли, как он работал по делу группы Дятлова?
- Многих подробностей по этому расследованию я не знаю. Но когда Коротаев рассказывал мне о нем, то я чувствовал, что оно не дает ему покоя. Он начинал это дело, выезжал на место происшествия.
- Но в деле нет ни одного документа, подписанного Коротаевым!
- Дело точно было поручено Коротаеву. И отсутствие материалов за его подписью свидетельствует о том, что кто-то был заинтересован в том, чтобы первичные документы не сохранились. Он был уверен, что к этому причастны военные.
- И?
- И всё! Едва он заикнулся об этом, дело у него забрали и передали прокурору-криминалисту Льву Иванову, который входил в состав следственной группы.
- Непонятно, как можно забрать дело?
- Запросто. Понимаете, Коротаев был честный следователь. Он ведь даже в партию не вступал, не хотел ни от кого зависеть. И он никогда не присваивал себе чужих заслуг. "Юрий Георгиевич Привалов был другом Коротаева. Они вместе учились в школе, общались при жизни и даже были соседями по даче. http://awesta.sibirjak.ru/page-id-286-pg-18.html
Друзья, наши последние сомнения в том, что Коротаев, действительно, начинал вести данное дело группы Дятлова, развеял его начальник Евгений Окишев. В 1959 году он был заместителем начальника следственного отдела прокуратуры Свердловской области и непосредственно имннно ему из Ивделя позвонил молодой стажер Владимир Коротаев. Мне представляется дело примерно так: Коротаев был не только умным, но и принципиальным не по годам. Ведь после окончания в Свердловске юридического института он был распределен на работу в город Верхотурье, но после конфликта с прокурором района решением прокурора области (Приказ №198 от 27.08.1958) переведен в прокуратуру г.Ивдель. Видимо, не стал выполнять те задачи от местного Прокурора, что шли в разрез с "рамкой" Закона. Возможно, что за время обучения в Свердловске он и познакомился там с Евгением Окишевым. Версия: Владимир Коротаев, расследуя, наше дело в Ивделе и увидев, какое там творится беззаконие и нарушение законодательства, мог предположить, что если он дело "закроет" именно с формулировкой "они замерзли", то после "тихого" захоронения студентов на кладбище Ивделя, он может оказаться там следующим, десятым. И сразу позвонил Окишеву. После этого Окишев или Клинов, разобравшись, кто были эти студенты и чьи это дети, позвонили сразу в Ивдель и дали команду "СТОП".
Кстати, если кто не знает: в УД не осталось ни одного документа за подписью следователя В.Коротаева. Известно, что он его начинал и всё... А знаете ли вы, что став следователем-важняком Владимир Коротаев поехал в 80-х годах уже к Прокурору Кустанайской области Льву Иванову и спросил его напрямую "Как же так, что Лев Иванович ты сделал? Где все мои допросы и документы ,их же нет в деле ?" Но это уже совсем другая история. Копию этого разговора со слов Коротаева опубликую ниже. Продолжение тоже следует. Читаем, думаем, спорим, Истина рядом.