Начиная знакомство с четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации первое, с чем ты знакомишься, это со статьей 1225, в которой определен перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Данный перечень является закрытым (исчерпывающим), то есть для отнесения результата интеллектуальной деятельности или иного объекта к интеллектуальной собственности необходимо прямое указание на такой объект в законе.
Несмотря на то, что указанный в статье 1225 ГК РФ перечень является закрытым, перечень объектов авторского права, поименованный в статье 1259 ГК РФ, не является исчерпывающим.
В этой связи возникает вопрос, какие объекты авторского права были признаны таковыми судебной практикой, в отсутствие таких объектов в перечне статьи 1259 ГК РФ?
Так, например , в апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 03.02.2021 № 33-619/2021 по делу №2-136/2020 в качестве объекта авторского права было признано художественно-визуальное и образное решение художников по костюмам спектакля "Бал у Чинизелли или 1001 Золушка". Такой объект напрямую не поименован в статье 1259 ГК РФ, при этом, ввиду того, что костюмы были созданы в результате творческого труда соавторов, они, как объект авторского права, охраняются законом, а соавторам принадлежат исключительные права.
Кроме того, объектом авторского права может быть рекламный слоган. В Постановлении ФАС Московского округа от 19.01.2010 № КГ-А41/13081-09 по делу № А41-11030/09 под рекламным слоганом понимается запоминающееся короткое предложение или словосочетание, несущее в себе основную рекламную информацию.
При этом, исходя из содержания указанного постановления, не любой рекламный слоган может быть объектом авторского права, а только тот, который обладает всеми признаками, присущими с точки зрения закона авторскому произведению:
- рекламный слоган как объект рекламы должен обладать творческим характером. Последний должен быть оригинальным и неповторимым;
- рекламный слоган должен выражаться в какой-либо объективной форме (письменной, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме или др.).
Таким образом, для признания произведения в качестве объекта авторского права необходимо, чтобы оно было создано творческим трудом, под которым подразумевается интеллектуальная деятельность, результатом которой является создание интеллектуального продукта, ранее не известного.
В этой связи произведение, созданное творческим трудом, будет обладать такими признаками как новизна и оригинальность.
В отсутствие указанных признаков созданное автором произведение не будет являться объектом авторского права.
При этом не следует забывать о том, что статья 1259 ГК РФ также содержит перечень объектов, на которые не распространяется авторское право. Соответственно, совершая попытки признать за собой право на какие-либо произведения прежде всего необходимо заглянуть в п.п. 5 и 6 указанной статьи и убедиться в том, что ваше произведение не подпадает под поименованные там категории.