«Комплексное число – это амфибия бытия с небытием» - прочитал я у Лейбница.
Я изумился, прочитав это… за три столетия до моего открытия пульсирующей модели физической реальности - так угадать … проникнуть в суть вещей!
Очень просто: любой объект в физической реальности характеризуется действительной частью комплексного числа, и тот же объект во времени (в духовной реальности) характеризуется мнимой частью того же комплексного числа.
Вот как просто.
А я никак (раньше, когда-то) никак не мог уразуметь, откуда и зачем взялись эти комплексные числа.
А теперь – другая история… всё к месту, и всё интересно, и не важно, что самому мне этот материал дальше не разработать… есть специалисты, математики, музыканты… сообразят.
Но как об этом догадался Лейбниц? Вот загадка…
Великий ум, вровень с Ньютоном, а то и покруче…
Помню его определение естественного и искусственного автомата: естественные автомат составлен из естественных же автоматиков, искусственный автомат – из неживых деталей.
Возвращаясь к звуку.
Действительная часть комплексного числа, предположим, связана с проявлением звука в физической реальности – с частотой, амплитудой, тембром…
Мнимая часть - …
Нет, самим не справиться.
Оставляем на откуп музыковедам, есть же теоретики музыки… целая Консерватория!
А сами – послушаем-ка пушкинского Сальери:
«Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник; перстам
Придал послушную сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушённый
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить, но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять ещё о славе.
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слёзы вдохновения,
Я жёг мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рождены,
Пылая, с лёгким дымом исчезали…»
Ну, что? Попробуем разобраться в сказанном.
«…Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли…» -
- ну что… ну что ж… это мне знакомо… слёз, конечно, не было, но чувствование – да, ни с чем не сравнишь… да.
Дальше:
«…Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный
Предаться неге творческой мечты…»
А вот это я не понимаю. Как это – «звуки умертвив» - ?
Умертвить звук можно одним способом, а именно – умертвить. Прекратить колебания источника звука.
Далее: «музыку я разъял, как труп» - это что такое?
«Поверил я алгеброй гармонию»… - это понять можно только так: Сальери знает, что каждый звук задаётся определённой частотой колебаний, и – ДАЖЕ - знает значения частот.
Вот, я специально выписал:
"До" первой октавы = 261,7 Гц
"Ре" D4 = 293,7 Гц
"Ми" E4 = 329,6 Гц
"Фа" F4 = 349,2 Гц
"Соль" G4 = 392,0 Гц
"Ля" A4 = 440,0 Гц
"Си" B4 = 493,9 Гц.
"До" второй октавы = 523,3 Гц.
Напомню: Гц – это герц, колебание в секунду.
Так что ж, вы хотите сказать, что Сальери мог сосчитать сотни колебаний в секунду?
Вы в своём уме?
Как это можно сделать, не имея специального оборудования?
Дальше. Сальери знает, что такое гармония, он «алгеброй поверил гармонию»…
А – кстати… мы знаем, что такое гармония?
Нет, слово-то слышали, а что оно означает?
Читаем:
- «Комплекс понятий теории музыки.
Гармоничной называется приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков.
В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования.
Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию музыки - как многоголосной, так и одноголосной.»
Ну что? Как составлять звуки, чтобы было – что? Приятно слушать? Чтобы эти созвучия что-то выражали?
Вот!
Звуки (созвучия) – могут что-то выражать… вот!
Вот мы и подобрались к теме композиторства… помните, я говорил, что не понимаю, как работает композитор?
Он (композитор) что-то выражает звуками… а – что?
Наверное – настроение… чувство… ну уж никак не мысль!
Мысль выражается словом.
Что – разве не так?
Так почему же столь распространено суждение, что композитор своей музыкой описывает какие-то события?
Это не правильно.
Композитор описывает своё впечатление о тех или иных событиях, а вовсе не сами события… композитор – это не кинокамера, нет. И даже не живописец, хотя художник может заниматься и прямым копированием натуры.
Так, если бы Д.Д. Шостакович занялся прямым копированием натуры, то его 7-я симфония (ленинградская) состояла бы из звуков разрывов артиллерийских снарядов, скрипа снега под ногами редких прохожих, звука метронома и голоса Ольги Бергольц, и ещё - плеска воды в проруби на Мойке (куда с ведром ходила за водой тётка моего отца, когда в квартире умирали от голода отцовские родители, т.е. мои бабка с дедом).
(бабка выжила, между прочим… а дед – отдал Богу душу в первую блокадную зиму, и тётка отца стащила за ноги его окоченевшее тело по промёрзшей лестнице с третьего этажа во двор, и на всю жизнь запомнила, как стучала по ступеням голова моего деда)
Стало быть – именно и только – впечатление.
Иными словами: музыкальное произведение – это в наибольшей степени изображение состояния души композитора.
Разве не так?
И где тут связь с математикой и логикой?
И где тут универсальное образовательное действие?
То, на которое мы рассчитываем, объявляя музыку одним из основных образовательных предметов… общеобразовательных, универсальных… - а?
Или, всё-таки, музыка тем и хороша, что она несёт (содержит в себе) прямое выражение состояния человеческого духа… и образовательный элемент – именно в передаче «от сердца к сердцу»… воспитание и образование – в режиме непосредственного общения душ… - а?
Похоже.
И это – непосредственное взаимодействие душ – гораздо важнее, чем всякие поучения … слово может быть неточным, а вот чувство быть неточным – не может… оно - какое есть - такое и есть…
Эстафета человечности – вот что такое музыкальное образование.
Отсюда - особые требования к качеству музыкального материала, привлекаемого в сферу образования.
Ну, фольклор – это обязательно, это понятно…
Классические произведения – хоры… именно хоровое пение.
Тут надо подбирать, тут работа специалистов, музыковедов… со своей стороны формулируем просто – классика.
А что делать, когда «медведь на ухо наступил»?
Не знаю… почему-то мне кажется, что музыкальные способности можно развивать точно так же, как, к примеру, способности физические.
Т.е. – регулярными упражнениями.
И то же – с хореографией. Плохо выраженные способности развиваются.
Как это всё организовать – в едином образовательном процессе - …
Опять же – разве нет методистов, специалистов образования…
У нас целая академия педагогических наук, там очень неглупые люди.
…Вспомнилось: была мечта… ИДЕЯ… это как раз во время участия в конкурсе проектов по Новой Голландии.
Очень простое рассуждение: вот у нас есть РАН (российская академия наук), есть Академия Педагогических Наук, и есть Духовная Академия при РПЦ… везде – умные образованные люди, все получают зарплаты – от государства… да-да, и церковники тоже.
Так вот почему бы нашему государству не собрать всех этих академиков и – предложить разработать единую понятийную базу, на которой основывалась бы вся методика образования… чтобы однозначно было определено, что значит слово «Бог», слово «Сатана» (дьявол), «ангелы», что такое «душа», что такое «жизнь», что такое «быть человеком» и пр.
Т.е. самые основные, базовые мировоззренческие представления (понятия).
Ясно, что желание это моё – несбыточное… а я вот - будь моя воля… в обычае НЕО-БОЛЬШЕВИЗМА (а я именно такого темперамента человек… темперамент Петра Великого, между прочим) - да, я бы высокому академическому собранию и предъявил ультиматум: вот, в течение года, например (сроки обговорим позже) – будьте любезны разработать весь требуемых для мировоззрения единый понятийный аппарат, чтобы не приходилось учителям краснеть у доски при упоминании о религии и пр.
Пожалуйста.
А не справитесь – останетесь без денежного довольствия, да и без академических дипломов…
Ну а что… разработка мировоззрения – дело серьёзное.
Хватит этих недомолвок, слишком честных глаз и пр.
Повторяю тезис, с которого я начал своё Заявление: либо человечество найдёт в себе силы для создания нового мировоззрения, либо…
А новое мировоззрение должно основываться на идее пульсирующей модели физической реальности, в которой каждый объект будет представлен СПЕКТРОМ ГАРМОНИК, модулирующих основную несущую – «ню-ноль».
Да, это сложно... да.
Согласен.
Но ничем помочь не могу.