Это - не рецензия (я - не театровед, да и рецензий уже написано предостаточно). А просто - впечатления рядового зрителя от просмотра спектакля "Мадам Рубинштейн", великолепно поставленного Евгением Писаревым в столичном Театре имени А.С. Пушкина специально к 80-летию ведущей актрисы Веры Алентовой.
Интересно, что у пьесы австралийского драматурга Джона Мисто есть несколько названий, предложенных постановщикам самим автором. На выбор: "Рецепт викингов", "Королева косметики", "Империя красоты", "Прекрасная Хелена". Но "прижилось" другое - "Мадам Рубинштейн". И имя, и бренд, и просто женщина - всё в одном флаконе.
Под этим наименованием пьеса и была поставлена сначала в Русском драматическм театре Литвы (2018 год), затем - в Екатеринбуге, после - в Норильске. И вот, наконец, - в Москве.
Для "юбилейного" бенефиса народной артистки России Веры Алентовой роль Хелены Рубинштейн - настоящая находка! Что называется, здесь ей есть что играть: и жизнь, и слёзы, и любовь. И блестящая комедия, и глубочайшая трагедия, и, тем не менее, - жизнеутверждающий финал.
Превью
В Театре имени Пушкина продумали всё. Говорят, он (театр - по Саниславскому) начинается с вешалки. Наверно. Но здесь пошли ещё дальше)
Перед началом спектакля в фойе зрители могли познакомиться с небольшой выставкой, повествующей о жизни и судьбе Хелены Рубинштейн. На стендах, установленных в фойе первого этажа, были размещены фотографии великого косметолога, королевы красоты, как называли Хелену, а также её сотрудниц и пояснения к снимкам. Это - для тех, кто вообще ничего не знал про Рубинштейн и пришёл, только чтобы увидеть Веру Алентову)
А в одном из холлов второго этажа с продукцией бренда мадам Рубинштейн - НR - всех желающих знакомила косметолог, назвавшаяся Татьяной. Она рассказывала о некоторых кремах и их составляющих, приглашала в ЦУМ, к ним, чтобы там протестировать продукцию. "Здесь я это сделать не могу. Вы понимаете", - извинялась Татьяна.
Я не могла не поинтересоваться: в связи с "известными" событиями и антироссийскими санкциями не уйдёт ли французский бренд (сейчас им владеет концерн L'Oreal) из России? Татьяна заметила, что не знает, но ей хотелось бы верить, что - нет.
Для сведения: французский президент Эммануэль Макрон на днях общался с ведущими бизнесменами страны, у которых есть свои филиалы в РФ, попросив их самих хорошо подумать, уходить или нет...
Красота спасёт мир?..
Вера Алентова - великая театральная актриса!
В пьесе "Мадам Рубинштейн" Вера Алентова лично для меня раскрылась с совершенно неожиданных сторон, если честно. Именно как театральная актриса. Которая умеет чувствовать партнёров по сцене и никогда не выпячивает самоё себя) И это понятно: ведь она сразу после окончания Школы-студии МХАТ поступила на сцену. В кино у неё - всего несколько, пусть и знаковых ролей. А в театре - сотни!
В силу разных причин я Веру Валентиновну на театральных подмостках до этого не видела. Только - в кино. Но её киношные героини кажутся мне какими-то надуманными, литературно-кинематографичными, что ли. Подчёркиваю: это моё личное мнение, нисколько не умаляющее огромный вклад актрисы в отечественное кино. (Один Оскар за фильм "Москва слезам не верит", снятый мужем Алентовой Владимиром Меньшовым, чего стоит!)
А Хелена - она НАСТОЯЩАЯ и многогранная! И её интересно играть любой актрисе.
Многие мои коллеги по перу, наверное, уже отметили, что Вере Валентиновне не дашь её 80-ти! Вот ни на грамм! Она - стройна, она - пластична, она - красива, талантлива, наконец!
Два часа проходить по сцене на каблуках - не всякий в её возрасте сможет) А Алентова - прямо летает!
Когда в конце спектакля публика устроила любимице длительную овацию и задарила цветами, Вера Валентиновна несколько раз просто выпархивала на сцену и с той же лёгкостью упархивала с неё под сень кулис. А как она подбегала к краю сцены, чтобы взять изящные букетики! Просто восторг! Браво!
Настоящая и разная
А вообще, Вере Алентовой в полной мере удалось показать свою героиню необычной, креативной и харизматичной (такой она и была, иначе бы не достигла невероятных высот в бизнесе!), и очень разной в разные периоды жизни.
Конечно, она была жёсткой акулой бизнеса и креатурой №1 в мире красоты. Безусловной! Ежегодно в своих "клиниках красоты" выдавала "на гора" такие открытия - закачаешься! И типы кожи придумала, и регенерирующие составы, и электрический массаж, и крема от загара, и водостойкую тушь и многое другое! А как она умела себя рекламировать!
Одновременно Хелена была и требовательной еврейской мамочкой, которая считала, что "сыновей надо пороть")) Нещадно их критиковала! А что вы хотите? Её саму родители в 18 лет выгнали из дома, и больше она их не видела! Но известному косметологу очень хотелось, чтобы родные ею гордились...
Какая любовь к детям? Ей же всегда некогда! У Рубинштейн было два сына. Но когда "железная" бизнесвумен теряет своего старшего - Хороса (он погиб в автокатастрофе), которому не раз доставалось от матери за расточительность (а он всего-то купил для неё плантацию жасмина), на год выпадает из жизни и бизнеса...
А ещё (куда ж деваться?) Рубинштейн была хитромудрой подружкой своей конкурентки по индустрии красоты - Элизабет Арден (Ольга Науменко, специально приглашённая режиссёром-постановщиком Евгением Писаревым на эту роль, невероятно точно играет свою героиню - легко и непринуждённо). Дружит, когда ей выгодно. Например, если нужно привезти из Польши в США и растаможить касторовое масло для изготовления помады. А у Арден есть знакомый сенатор, который может помочь. За отдельную плату)
Невероятно смешно смотрится, как Хелена и Элизабет чокаются бокалами с шампанским, отмечая успех этой операции, посылают друг другу два "чмока" на прощание, а затем уходят, отплёвывась! 🤣
Она - такая прижимистая!
О прижимистости Хелены Рубинштейн ходили легенды. Она любила говорить: "Деньги не растут на деревьях". Даже сама не пользовалась лифтом в своём офисе в Нью-Йорке, поднимаясь (несмотря на возраст!) на свой третий этаж пешком. Но готова была заплатить "за электричество", чтобы её новый секретарь и телохранитель, ирландец Патрик О'Хиггинс, вернувшийся со второй мировой войны инвалидом ("с простреленным коленом"), мог пользоваться лифтом.
Он же боролся с немецким фашизмом! Это важно для Хелены, родившейся в краковском еврейском гетто. Она даже отказывается сниматься на обложку "Таймс"! Потому что этот журнал однажды присвоил Гитлеру титул "Человек года" и поместил его фото на своей обложке.
Кстати, сейчас эти реминисценции звучат как нельзя актуально...
4 марта я в роли Патрика увидела Артёма Ешкина - очень талантливого, пластичного и музыкального актёра, составившего отличный ансамбль двум великолепным артисткам старой школы!
Возвращаясь к "экономности" Рубинштейн... Героиня Веры Алентовой совершенно искренне не понимает, почему это сразу 10 сотрудников ушли от неё к конкурентам. Ведь она же о них так заботилась. Ну, как же: дарила им на Рождество туалетную бумагу и питьевую воду... из-под крана) 😅
И ей веришь! Актрисе веришь!
А как вам запас краковской колбасы в сейфе? Хелена её очень любила и ела, не взирая ни на кого, где угодно и когда угодно. Может, этот продукт напоминал Хелене о родине?.. Другие хранят колбасу в холодильниках. Но чем сейф хуже? Он же вместительный. Опять же - на электричество тратиться не нужно. 🤣
- Ведь деньги..., - начинает Алентова-Рубинштейн.
- Не растут на деревьях, - продолжает Ешкин-О'Хиггинс.
Но - не в них счастье, оказывается. Это - к житейским урокам, к слову сказать.
Хотя после смерти Хелена и оставила 100-миллионное наследство и империю красоты с филиалами в разных странах!.. А Патрику завещала по 3000 долларов ежегодно. "Чтобы помнил"...
Он и так помнил...
Урок
Хелена и Патрик - они нашли друг друга! Им обоим повезло встретить родственную душу. А главное - в самый трудный период своей жизни.
И оба - после этой встречи - изменились. Так и должно быть! И вот уже Хелена понимает, что она любила и любит своих мальчиков, которых "собиралась" пороть) Любит (как мать, как друг) своего секретаря и помощника Патрика, который только-то и может сказать ей всю правду, хоть иногда и страдает от этого.
Но страдает и Хелена, которая сначала - за ту же правду - гонит Патрика от себя прочь, а потом строчит в газету объявление о поиске работника - один в один Патрика, и даже - "с простреленным коленом")
Это так важно! Любить! Вот вам главный урок этой пьесы, наверное. По крайней мере, мне так видится. Главный урок, который выучила и сама Хелена Рубинштейн. Пусть и на исходе земного существования...
Что нельзя стесняться проявлять любовь - к детям, семье, миру, к людям, которые любят и ценят тебя, несмотря ни на что!
Потому что так побеждается трагическое одиночество человечества - через Любовь!
А умерла 1 апреля... Никто не поверил!
Жизни Хелены Рубинштейн посвящено несколько книг. Часть из них можно найти в открытом доступе в интернете. Одну из них ("Мадам, или В золотом аду Хелены Рубинштейн" вышла в 1971 году, через 6 лет после её смерти) написал Патрик О'Хиггинс.
В пьесе Джона Мисто, который не мог не использовать весь исторический и литературный материал и который создал нечто совершенно иное, абсолютно условно-театральное, но подлиное по накалу страстей и эмоций, время действия - последнее десятилетие жизни великой Рубинштейн.
Кстати, королевы красоты не стало 1 апреля 1965 года. Никто не поверил в её смерть. Ньюйоркцы решили, что это - первоапрельская шутка. Ведь она была полна жизни, до последнего появлялась в офисе.
Увы... Ей шёл 95-й год... Как великая королева красоты и "загадала".
В пьесе есть трогательный момент, когда, сидя в кресле-"ракушке", Хелена диктует Патрику текст своего... некролога. "А кто лучше меня обо мне напишет?", - рассуждает она. "Умерла на 80 таком-то году жизни...", - читает секретарь. "Нет! Напиши - на 90 таком-то... Так будет лучше!", - поправляет патронесса. А потом ложится в кресло с букетиком жасмина, чтобы... встретиться на том свете со своим сыном Хоросом и попросить у него прощения...
На самом деле Патрик появился в жизни мадам Рубинштейн в 1951 году пробыл рядом с ней 14 лет.
А всё вышло по воле случая. Оба оказались в кинотеатре, куда миллионерша принесла (она всегда их так носила) все свои драгоценности, спрятав в бумажный пакетик, а потом перепутала этот пакет с другим - с чипсами. Вот честный молодой человек и мчится следом за незнакомой женщиной, чтобы вернуть драгоценности, забытые той на полу в зале кинотеатра. (Просто пакет с алмазами, изумрудами, жемчугами и рубинами выпал у неё из рук))
Ему от неё ничего не нужно - только 1 доллар, чтобы заплатить за такси. А мог бы, кажется, продать содержимое пакета и жить припеваючи до конца жизни. Не смог! Бессребреником оказался) Ну, может, ему ещё и работа нужна была...
С этой-то перепутаницы и погони и начинается действие, которое захватывает публику с первых же минут... Подлинная история!
Особенности русского перевода
Что удивительно. Будучи польской еврейкой, Хелена, как говорит она сама в пьесе, "вырвала" еврейский говор, словно "сорняк, с корнем" (как Патрик - ирландский, потому что "в Америке с ним не продвинешься"). Но постоянно всё равно использовала уникальный говор, сдобренный острыми словечками на идиш.
Она комично перепутывает общепринятые и устойчивые выражения. Так, например, любит говорить вместо разделяй - "раздевай и властвуй" (это когда на пару с Арден борется против другого конкурента - компании "Ревлон"). Или: "все покроется кобыльем". Вместо - быльём поросло или порастёт) 😆
Понятно, что при переводе пьесы на русский язык двум замечательным переводчицам - Ольге Варшавер и Татьяне Тульчинской - пришлось немало потрудиться над адаптацией текста к русским реалиям. И им, надо думать, это очень хорошо удалось. Потому что просто у нас говорят и пишут по-другому) 😋
Секрет красоты НR
До последних дней Хелена Рубинштейн скрывала свой фамильный секрет красоты, который она называла "секрет викингов", якобы переданный ей матерью, вместе с которой Елена изготавливала первые крема. В пьесе Хелена диктует этот секрет на польском языке Патрику, который пишет книгу со слов самой королевы, но всё перепутывает)
Ну и ладно. Ведь секрет - в другом!
Любимая фраза Хелены: "Всё, пока, мне некогда!". Именно в ней заключено зерно вселенского смысла всей истории жизни и успеха неутомимой Хелены Рубинштейн.
Её главный завет женщинам: чтобы оставаться молодыми и красивыми, надо... много работать! Неожиданно, правда?
Вера Алентова произносит эти слова под занавес, отлично понимая, о чём идёт речь! Ей - 80, а она - выходит на сцену и продолжает работать и дарить нам радость творчества!
"Я посвятила каждую минуту своей жизни идеалу: построить крепостную стену на пути времени", - читаю в программке спектакля слова мадам Рубинштейн.
И она - поставила!
Этим спектаклем поставили её и Вера Алентова со своими коллегами по цеху. Спасибо вам за потрясающее удовольствие, за невероятное наслаждение от отлично выполненной работы, которая будет жить теперь вне времени и пространства!
Низкий вам поклон!
Важный P.S.
Не могу не сказать и о поразивших меня декорациях художника Максима Обрезкова. Они предельно лаконичны и геометричны. Из прямоугольников и кругов выстраивается вся монохромная, чёрно-белая архитектоника постановки, не отвлекая зрителя от главного действа и героев.
А ещё детали интерьеров неожиданно "выплывают" из-за кулис или появляются прямо из-под сценических подмостков. Как тот сейф для драгоценностей и…. краковской колбасы)
Можно отметить и тонкое музыкальное решение спектакля Павла Акимкина. Оно неназвячиво и при этом гармонично. Отдельное спасибо вот за что. Когда Артём в роли Патрика исполняет хит Адама Джеймса Маскина на английском языке, а Вера Валентиновна ему подпевает, но - знаменитую еврейскую "Тум-балалайку" на идиш! Это - просто невероятный, пусть и какофонический дуэт! Но он очень гармоничен. (Поверьте музыканту по образованию).
Ну и, как женщина, не могу не отметить костюмы Виктории Севрюковой. Сама бы в таких не отказалась походить! 😍
Понятно, что без режиссёра-постановщика Евгения Писарева могло ничего не случиться. Но, наверное, о его решениях лучше расскажут специалисты-театроведы. Но мне понравилось всё. Лёгкий, динамичный спектакль, с акцентами именно там, где нужно! Спасибо!
Спасибо и всем остальным причастным к созданию этой постановки. Вклад каждого члена команды - неоценим и необходим!
До встречи в следующий раз!