Только давайте сразу договоримся: никакой политики! У вашего покорного слуги Фоточайника и так уже свистит пар из-под крышки вторую неделю от сумасшествия происходящего. Поговорим о фотографии, и о том, что с ней связано. Например, про обработку.
Открываем Lightroom и... А нет, уже не открываем...
Та-дааам! Новость по ссылке, если кто не следит (завидую вам, тоже бы хотел так отстраниться)
Допустим, пока у нас всё работает, но это только до конца действующей подписки, продлить уже не получится. Если конечно, у вас подписка оформлена не на РуТрекере ;-)
Ну и что теперь делать? Куда переползать? Давайте подумаем...
Вариант номер раз. Веселый Роджер, Йо-хо-хо!
Государство уже мягко намекает нам на самый очевидный способ.
Кто уже интересовался темой в первом десятилетии 2000х, и так всё знают, а молодым товарищам, привыкшим к удобным цифровым подпискам и кофе на безлактозном молоке в ближайшем кафе, придется отвыкать... По крайней мере, от первого.
Впрочем, пиратство - даже в таких обстоятельствах, подход очень спорный, так что с ним разбирайтесь уж сами, RuTracker в помощь. Ну а если вы не хотите пользоваться ворованным софтом, который ещё и норовит подвести в самый неподходящий момент, то для начала - дайте пять! Вы молодцы!
Ну и продолжаем смотреть, что у нас ещё доступно...
Вариант номер два. Прочитать инструкцию к фотоаппарату
Есть старый анекдот: "Любую инструкцию к любому устройству в России надо начинать с фразы: "Ну что? Не получилось?"... Так вот, я по основной специальности работаю с автомобилями, я вам честно скажу: это не анекдот. Это печальная. суровая реальность. Инструкция - последнее, за что возьмется рука нашего соотечественника в попытке разобраться с работой любой техники. И автомобили, и фотоаппараты - это всё не исключения. И любой приличный, уважающий себя преподаватель фотографии, который реально хочет научить, а не только продать свои услуги, скажет: сначала прочитайте инструкцию к камере, там много полезного...
К чему это я? ... Извиняюсь, заблудился - сейчас вернусь на трассу... Вот! Это я к тому, что производители фототехники всегда дают возможность редактировать RAW-файлы со своих камер, не покупая дополнительных программ. И об этом пишут в своих инструкциях.
Кто-то, например два столпа мироздания фоторынка - Canon и Nikon - выпускает свой софт. У Сапога - это Digital Photo Professional, у архимандрита Никона - NX Studio. И кто пользуется, многим эти продукты по душе, а ведь большинство фотографов - даже их не пробуют. Ну теперь точно есть повод попробовать.
Другие производители поступают чуточку хитрее. И если у вас Sony или FujiFilm (снова давайте пятюню!), то вам повезло, есть ценная халява. Бегом скачивать Capture One Express, пока нам и его не отключили.
Capture One
На самом деле, это программа платная и достаточно дорогая. После недавнего изменения подписок стало выходить даже дороже, чем Adobe. Но хитрые японцы из Сони и Фуджи как-то там договорились с датчанами из Phase One, и урезанная, подходящая только для RAWок с камеры одного производителя, но все ещё мощная и современная программа стала доступна для их пользователей совершенно безвозмездно.
Даже если вы находитесь сейчас не в России, у вас карточка европейского банка и с подписками Adobe у вас все в порядке, попробуйте. Бесплатно же. Ну а если мы с вами в одной лодке, окруженной воен.. спецоперационными штормами, то тем более - держим наготове адрес электронной почты для регистрации и давайте качать, пока не прикрыли:
Попробовать определенно стоит, если еще этого не делали: некоторые операции C1 (давайте так, чтобы каждый раз Capture One не писать) выполняет даже лучше LR (Лайтрум тоже сократим. чтоб никому не обидно). Например, функция Levels в режиме Авто позволяет одним кликом по всем каналам подтянуть точку белого и точку черного и почти всегда делает это как надо. Ползунки Светов/Теней картинку правят очень бережно, за изменением светотени не ползет насыщенность цвета. Ну и точно могу сказать, что режимы имитации пленки FujiFilm в C1 воспроизводятся один-к-одному, как в камере, а вот LR, будто художник, он их как-то очень по-своему видит.
Что там с цветом у Сони не знаю, напишите в комментариях, пожалуйста, кто по-вашему точнее: C1 или LR?
После LR разобраться в настройках C1 будет легко, они во многом похожи, но чтобы было своем удобно, загляните к Александру Свету, амбассадору и главному евангелисту C1 в России. У него были уроки и для Сони. и для Фуджи. Для FujiFilm - например, тут. Если YouTube еще не забанен. А если забанен - VPN в помощь, думаю, уже озаботились этим вопросом.
Что не умеет бесплатный С1 Express по сравнению с LR:
- Нет масок. С появлением новых умных масок, которые завезли в LR в прошлом 2021 году, да еще и с их пересечением - обрабатывать стало одно удовольствие. В панели HSL у C1 есть возможность работы с вручную настроенным диапазоном цвета, это лучше, чем вообще ничего. Но полноценные маски живут уже в платной версии. В Экспрессе придется без них.
- Нет автоматического выравнивания горизонта и вертикалей. Удобно это, конечно, но в бесплатной версии С1 можно по-старинке подергать изображение вручную. Как-то ж мы раньше управлялись.
- Dehaze. Ползунок удаления дымки в LR работает весьма ядрено, им испортить картинку проще, чем улучшить, но бывают кадры. в которых эта функция ох как хороша. А в C1 она в платной версии.
- Нет панели Camera Calibration. Сама эта панель в своем изначальном замысле - пережиток прошлого. Ни у кого матрицы уже не синят, не краснят, не зеленят. Но с помощью этой панельки можно накрутить необычный, творческий цвет. Впрочем, это дело на любителя. А обычный HSL в бесплатном C1 есть и работает уж точно не хуже, чем в LR.
- Нет мобильной версии. Вообще. Даже за деньги... Но скоро появится, компания работает над этим. И вряд ли она будет доступна пользователям бесплатного Express. Впрочем, про быструю обработку на мобильных телефонах мы потом как-нибудь отдельно пообщаемся. тема стоящая.
И вроде всё... Если что-то забыл, прошу напомнить в комментариях. Получаем почти полный аналог по функциям, чуточку усеченный. И да, пресетов под C1 в сети полно: и платных. и бесплатных... Называются они Styles. Чуть их меньше. чем для LR, но все ещё множество. Если любите желтовато-бурые лица и коричневое небо - не ограничивайте себя!))
Но если хотите качественного чистого цвета, то не стоит ли за ним сходить к тому, кто с ним хорошо знаком? Например, к производителю своего фотоапарата
Бонус для FujiFilm - X RAW Studio
Фудживоды, например, со своими имитациями пленки носятся будто с писаной торбой, пропагандируют съемку сразу в JPEG, чтобы снял - и уже красиво, без заморочек. Это правильно, это замечательно, но не всегда кривые ручонки вашего покорного слуги Фоточайника поддерживают такую концепцию. Где чуть в свет не попал, где с настройкой цвета перемудрил. И для того, чтобы это исправлять, в камеру встроен свой, внутренний редактор RAWок, с помощью которого уже после съемки можно и экспозицию покрутить, и света/тени подтянуть, и цветом поиграться. У новых XT-4, XS-10, XT-30II этот редактор вообще шикарный, еще более гибкий, но лично мне и XT-30 (mark I) моей хватает за глаза. По пути домой в электричке можно и съёмку разобрать, и прямо на камере JPEG-и заготовить, чтобы с RAW-конвертором вообще не связываться.
Так вот, если дисплей камеры кажется маловат, то же самое можно делать дома с чашкой кофе за большим экраном - есть программка-ассистент:
Проявляет RAW при этом все ещё сама камера, она должна быть подключена по USB, а программа просто показывает настройки и результат на большом качественном экране. Удобно для творческих поисков настроек цвета, чтобы потом их сохранить в камеру.
Я сейчас не буду фанатиком Fuji, хоть они и большие молодцы, в других камерах хороший цвет настроить в JPEG тоже можно - и в Sony, и в Olympus (мир его праху, теперь просто OM-D), и в Nikon, и в Canon колористы не с улицы пришли. Умеют, практикуют - цветовые профили везде сделаны с умом и настройки разной степени гибкости везде есть. Нам остается только подстроить камеру под себя и поэкспериментировать. Может и ну их эти RAWки? Да здравствует SOOC! Впрочем, это уже точно отдельная богатая тема. Обсудим обязательно.
А пока подумаем ещё, как и на чём нам покрутить RAW, раз уж Adobe нас бросил.
Вариант третий. Запасной аэродром
Ну а раз бросил, то и не сошелся свет клином на Adobe, он нам и ... не нужОн - люди и раньше пользовались альтернативным софтом: кто из экономии, кто для интереса. а кто и потому, что он просто лучше им подходит. Так почему бы сейчас, раз уж жизнь заставляет, не попробовать работать в программах, которые все еще можно легко и легально приобрести, а то и заполучить абсолютно бесплатно.
Про C1 уже поговорили. Если мало возможностей бесплатной версии или камера другой марки - купить полную версию за 360 долларов можно и сейчас, пока не заблокировано. Если конечно карточка сработает. Несколько дней ещё точно есть.
Покупать подписку за 215 баксов в год - решение рискованное, хоть и регулярные обновления будете получать, но кто их датчан знает. Через недельку решат присоединиться к санкциям и тю-тю, будет как с Adobe... Купить постоянную лицензию надежнее, как мне кажется.
Но может быть стоит погодить и посмотреть на менее раскрученные. но более доступные варианты:
Pixelmator - только для Mac, есть еще отдельная версия для iPad.
Перечисленные выше программы платные. но заметно дешевле и Adobe, и Capture One. Везде есть пробные версии, но с ними сильно не тяните - российские карты Visa и MasterCard отключатся от международных платежей со дня на день (UPD - уже отключились). И захочет ли кто-то из поставщиков софта поддерживать карты Мир - большой вопрос (UPD - пока особенно не торопятся, но с надеждой на будущее абзац не удаляю).
Эксклюзивно для яблочных компьютеров доступен не только Пиксельматор. Если вы яблочник. то возможно уже пробовали поставить себе программу RPP. А если пока нет, то точно стоит с ней поэкспериментировать - это бесплатно:
RPP
За нее в свое время активно топил Павел Косенко, личность знаменитая - фотограф, колорист, автор Живой цифры (книга однозначно стоит прочтения!), увлеченный проповедник пленочной фотографии. И в итоге программка в русскоязычном интернете обрела большую популярность.
Она предназначена для неспешной обработки одиночных кадров. Никакой гонки. никаких огромных серий, чистый Дзен. Ее сделали фотографы для себя и для других фотографов. Программа совсем не дружелюбна к халтуре - она требует хорошего исходника, требует вдумчивого подхода. И в ответ сполна воздает качеством готового изображения. Это одна из программ, под которую нужно менять свои привычки. Но не значит, что она какая-то сложная или неудобная - вовсе нет. Просто заставляет по-новому взглянуть на процесс работы с фотографией, не сводить его к дерганию ползунков.
И вот, если вы готовы попробовать что-то новое, немного другой подход к обработке (ну или если нам санкции и блокировки не оставят других путей), то ручку до упора, штурвал на себя! Переходим к самому радикальному варианту.
Вариант четвертый. Свободный стиль
Ну конечно же, я о свободном ПО! Долго подводил, подводил, к чему ж ещё так подвести можно было... Погодите-погодите, не разбегайтесь - не буду я вам проповеди читать и иконой с ликом Столлмана перед вами размахивать. Я не из адептов этой секты, не айтишник, не программист, обычный чайник... Фоточайник... Но интересующийся.
И вот из этого своего праздного интереса в свое время в параллельную загрузку с Windows я себе поставил Ubuntu, было это уже давно - лет 10 назад. Майкрософт незадолго до этого выпустили свою 8-ку. И до того она у них вышла.. хм ... своеобразная, что я все чаще и чаще для того, чтобы повозиться с фотографиями или просто посерфить в сети и посмотреть что-нибудь начал вместо Винды грузиться в Убунту. Так в итоге на нее и пересел на несколько лет. Потом наигрался, вернулся на Windows, это была уже десятка, а сейчас и вовсе переехал на MacBook. Но понимание того, что и на Марсе в мире свободного ПО есть жизнь, что там даже удобно - оно осталось.
Поверьте, я не рылся в документации, не осваивал написание скриптов и большую часть задач решал через графические интерфейсы, почти не открывая терминал, а когда открывал, делал это методом Copy-Paste. И это в операционной системе на ядре Linux... Само собой, линуксы бывают разные и если хочется боли, страданий и чтения вороха документации по ночам - ооо да, для желающих там этого навалом, это кладезь!
Но мы с вами не из таких, мы за удобной альтернативой продуктам Adobe и другому коммерческому софту, который или уже недоступен, или может скоро таким стать. И альтернатива есть! И работает этот софт и на Маке, и на Винде, и под Линуксом.
Запоминайте, скачивайте, устанавливайте:
Редактор JPEG: GIMP
RAW-конвертор: Darktable
Еще один RAW-конвертор: RawTherapee
GIMP по своим возможностям уступает фотошопу, это факт, но он собой перекрывает все функции, необходимые фотографу - не графическому дизайнеру, не художнику, не профессиональному ретушеру, работающему для глянцевых изданий и рекламных агентств. Им возможно будет тесно внутри, но нам с вами GIMPа хватит за глаза.
А вот насчет свободных RAW-проявщиков - это ещё большой вопрос, что более функционально - они или LR. Удобство и привычка на стороне Adobe, но вот мощь доступных инструментов... Посмотрите DarkTable или RawTherapee, они вас удивят, уверяю. Восстановление выбитых светов, вытягивание теней, шумоподавление, локальные контрасты, резкость - внутри одной программы для одной задачи у вас есть сразу несколько разных инструментов, работающих по разным принципам. Их можно комбинировать, их можно использовать раздельно... Впрочем, если тема будет интересна, мы с вами еще много будем общаться про то, что и как можно сделать с помощью DarkTable. Маски и выравнивание перспективы там тоже есть, кстати. И возможностей для творческой покраски готового изображения - вагон.
Я раньше склонялся в сторону RawTherapee, но эту программу как-то подзабросили, мне кажется, и сейчас DarkTable видится лучшим выбором.
Свободный софт - это бесплатно и доступно. Причем это доступно на уровне идеи, чтобы его как-то заблокировать, нужно просто запретить интернет.
К популярному свободному ПО для фотографии в сети есть подробнейшие справки и уроки (по ссылке шикарный дядька с уроками по Darktable на английском), куча стилей/пресетов. И те программы, которые я предложил вам - очень мощные инструменты.
Со своим нюансом - вся мощь инструментария вываливается на вас разработчиком сразу и полностью. Без компромиссов. Поэтому чтобы с комфортом работать в этих программах нужна привычка и нужно понимание. Но ничего сложного, просто навык и желание разобраться....
И мне кажется, у нас не так много выбора остается сейчас, чтобы не хотеть разобраться в чем-то новом.
Так что скачивайте, устанавливайте, пробуйте. И до новых встреч в Дзене!
#adobe lightroom
#adobe photoshop
#Capture one
#darktable
#gimp
#RAW
#обработка фотографий
#фоторедакторы
#фотограф на осадном положении
#фоточайник