Найти тему
Заметки мамы-училки

Про обидные тройки, деление с остатком и полтора землекопа в ответе

Оглавление

Шестидневная рабочая неделя позади. В субботу хотелось спать больше мне, чем сыну. Довольно бодро он пережил эту неделю. Вероятно, потому что до этого у нас были каникулы, отдохнул и выспался на месяц вперёд. Шестой день учёбы был всё равно лёгким: уроки по 30 минут, а потом празднование Масленицы.

Во вторник писал самостоятельную по математике. Получил тройку. Не всегда, значит, коту Масленица и не всегда ему быть лучшим в классе по математике. До этого заметила, что наша учительница вызывает его по этому предмету к доске каждый день. То ли некого спрашивать - никто ничего не понимает, то ли нет желающих отвечать. А мой тянет руку всегда, когда вызывают к доске.

Так почему тройка?

Самостоятельная была на тему "Деление с остатком" (третий класс). Учитель предупредила заранее в чате. Только я что-то пропустила или недоглядела и её сообщение увидела только в 9 часов вечера.

- А мы с тобой на каникулах эту тему подробно разбирали, - говорю я сыну.

- Я всё запомнил. Мне всё понятно. Не волнуйся, напишу хорошо. Можно не готовиться, - самоуверенно отвечает он.

Статью о том, как мы занимались на каникулах, и как я объясняла деление с остатком, которое меня попросил объяснить САМ ребенок, к сожалению, у меня на канале заблокировали и её уже нет. Досадно, но делать нечего. Надеюсь, к ЭТОЙ статье не будут придираться.

В итоге самостоятельная написана на тройку. Я ее не видела, и ребенок ничего не принёс. Но могу представить ее себе и даже допущенные ошибки.

Самостоятельная состояла из двух номеров: примеры и задача. Примеры на деление с остатком написаны верно, без ошибок. А вот задача "подкачала'. Так сказал сын. Ответ записал неверно. На удивление, никаких эмоций у него эта тройка не вызвала.

Я вспомнила сразу себя в детстве. Насколько обидно мне было получать тройки за половину решенной верно работы. Такие нормы оценивания у учителей. Если самостоятельная из двух номеров, то ошибка в одном из них и всё - сразу тройка. Это ещё ничего, если номер весь не решён, а если это задача в 3 действия и ошибка только в одном действии, из-за нее ответ неверный. То тройка за это одно-единственное действие кажется такой обидной. Мне лично в детстве плакать хотелось от этого. Ведь практически весь номер решён был.

А вот сосед по парте из двоек и троек не вылезает, а ему тоже тройка за ту же самостоятельную. И ошибок у него гораздо больше. За что такая несправедливость? Одна и та же тройка имеет такой разный вес. У меня она близка к четверке, у соседа - к двойке. Да и как нас с ним сравнивать - мы же небо и земля!

Каждому из нас вспомнится парочка таких обидных оценок.

Но учитель отметки ставит не от балды и не по принципу нравится-не нравится (как многие думают). У учителя есть нормы оценивания, которым он следует. В нормах ясно говорится: половина нерешенных номеров в самостоятельной работе - это оценка "три". Учитель, может, и сам хочет своему отличнику поставить хорошую отметку за какие-то недочёты в проверочной работе, но ставить нужно согласно нормам и по справедливости.

Так что с тройкой сына я согласна.

Задачи на деление с остатком могут быть коварными и повалить любого отличника

Знаю из своей практики. Задаю ученикам задачу:

На экскурсию поедут 130 школьников. Вместимость одного автобуса 30 человек. Какое количество автобусов необходимо заказать для проведения этой экскурсии?

Попробуйте решить эту задачу. Она на деление с остатком.

130 : 30 = 4 (ост.10)

Мои ученики кричат: "4 автобуса нужно заказать!" И пишут ответ. Вы с ними согласны?

Это мне напоминает мультик про полтора землекопа. У мальчика получился такой ответ в задаче, и ничего его не смутило. Так вот и моих учеников не смутило, что остаток 10 человек. А вас?

- Так что же 10 школьников на экскурсию не поедут, по-вашему? Они же билеты уже купили. Обидно-то как им! - говорю я детям.

Все смотрят в свою тетрадь одновременно. Все понимают: что-то не так. Но решение-то верное.

- А может в одном автобусе только 10 детей поехать? - вдруг спрашивает кто-то тихо из класса.

- Вооот! Молодец! Хороший вопрос! Именно над таким вопросом мы все должны задуматься перед тем, как написать ответ. А то вас не смущали 10 оставшихся детей в школе, тогда как другие их одноклассники уехали на экскурсию, - говорю я классу.

В данной задаче ответ: 5 автобусов необходимо заказать для проведения этой экскурсии.

Вот и всё коварство задач на деление с остатком. Как раз подобная задача и была у сына на самостоятельной. И ответ он написал неверный, хотя по сути решение верное. Получается, что не догадался он, как правильно ответ записать, и вышли обидные полтора землекопа.

Тут не тройка обидная, а за землекопов обидно. Мне бы они, бедные, в страшном сне снились ночью после школы, как в том мультике "В стране невыученных уроков". А вот сыну ни за что не обидно, и спит он спокойно.

Хорошо хоть ошибку свою понял и в следующих подобных задачах уже её не допускал.

А у вас были обидные тройки? А задачи с нелепым ответом? Поделитесь в комментариях.