С 1844 года в печати появляются новые романсы ставшего уже популярным композитора Александра Ивановича Дюбюка. Они настолько хорошо раскупаются, что его приглашают и другие издательства.
Вторая гастрольная поездка Дюбюка и тенора Большого театра Бантышева в 1852 году проходит столь же успешно в творческом плане, к тому же романсовый репертуар Бантышева пополняется последними сочинениями Дюбюка. В лето этого года московские артисты посетили вновь Ярославль, Вологду, заехали с концертами в Кострому, Нижний Новгород. Только что созданные провинциальные российские газеты с восторгом освещали гастрольный тур москвичей.
Видимо, для Александра Ивановича разъезды по российским дорогам и тяготы жизни путешественника оказались непосильной ношей – более он из Москвы не выезжал.
В 1853 году появилась в продаже песня «Ах, мороз, мороз». Как всегда, ее сразу же растиражировали в концертах и цыгане, и оперные премьеры, и народные певцы, и профессионалы, и любители.
Когда ее исполнял выдающийся русский певец, бас, Платон Радонежский, как будто сошедшая с ума публика в порыве восторга подхватывала артиста на руки и качала, словно триумфатора, с криками «Ура!» И в Париже «Мороз» принимали так же – такой бесшабашной русской удалью и душевной свободой переполнялись сердца слушателей и зрителей после этой песни.
В 1850-ых годах вокруг журнала «Москвитянин» образуется кружок людей искусства, литераторов и музыкантов, объединенных своей любовью ко всему русскому – обычаям, укладу жизни, русской речи – драматург А. Н. Островский, поэт Л. Мей, писатели П. Мельников-Печерский, А. Писемский, актер и писатель И. Горбунов, родоначальник актерской династии Малого театра П. Садовский, молодой Н. Рубинштейн, поэт А. Григорьев, легендарный цыганский хоревод Иван Васильев. Полноправным членом этого сообщества был и популярный автор романсов и песен, пианист, педагог Александр Дюбюк. Их называли «молодой редакцией» «Москвитянина».
На страницах этого журнала Дюбюк выступает как музыкальный критик, публицист. Он публикует отчеты о концертах, делится своими взглядами на искусство и его роль в повседневной жизни. В «Москвитянине» печатала свои сочинения и популярная и ныне поэтесса, музыкальный и общественный деятель графиня Евдокия Ростопчина.
«Молодая редакция» журнала любила бывать в салоне графини на Садовой. Вдохновленный стихами поэтессы, Дюбюк написал в содружестве с ней несколько романсов. «И больно, и сладко» – последний из них. Это – одно из самых лучших совместных творений двух талантливых авторов. Он посвящен супруге московского вице-губернатора, известной московской салонной певице: «Ея Превосходительству Меропе Александровне Новосильцевой».
Среди посвящений, дарованных Дюбюком своим знакомым и друзьям, есть песня «Размолодчики». Она адресована знаменитому московскому весельчаку, знакомому Пушкина, Глинки, Лермонтова, Островского, Григорьева Константину Булгакову. Гвардейский офицер Булгаков – примечательная личность старой Москвы. Любитель музыки и любитель хорошо, со вкусом и со знанием дела ... выпить.
Главные достопримечательности его квартиры у Красных ворот – фортепиано и старый шкаф. С фортепиано более-менее все понятно, а старинный шкаф содержал в себе коллекцию так называемого «водочного лексикона». На полках помещались буквально все сорта водки «от А до Я». Говорят, самое почетное место занимала буква «В», что обозначало сорт «водка вообще». Друзья и гости хозяина после дегустации должны были описать свои впечатления от знакомства с коллекцией на стенах комнаты. Здесь можно было встретить автографы многих знаменитостей, в том числе и Ференца Листа, и «короля теноров» итальянца Джованни Баттиста Рубини.
Кстати, о напитках. Знаменитая песня «Крамбамбули» посвящена убойному по силе своего воздействия рецепту. Сейчас уже трудно быть абсолютно достоверным, кто говорит, что любимое студенческое питье «Крамбамбули» это – самый обыкновенный «ерш», а, например, автор Б. В. Кошелев в своей брошюре «Напитки» утверждает, что вино «Крамбамбули» это – жженка – приготовленная особым образом смесь глинтвейна, рома с сахаром и фруктов. Есть также мнение, что «Крамбамбули» это – смесь вообще всех находящихся под рукой спиртных напитков в произвольных пропорциях. Авторы песни «Крамбамбули», исполняемой с удовольствием и сейчас – поэт Николай Языков, сделавший вольный перевод старинной немецкой песни, и Александр Иванович Дюбюк. Ее пели студенты, цыгане, гусары, оперные и опереточные певцы, поют ее сегодня даже премьеры Большого и Малого театров, а также очень серьезные солисты Московской Государственной филармонии.
В 1846 году после кончины великого русского поэта Алексея Васильевича Кольцова вышел первый посмертный сборник его стихотворений. Дюбюк сразу же сочинил новый романс на одно из сочинений Кольцова – «Я любила его».
Я любила его. Музыка Александра Дюбюка, стихи Алексея Кольцова. Поет Ирина Шведова.
Творчеству поэта Александр Иванович посвятит всю свою жизнь, создаст на его стихи подлинные шедевры русской романсовой лирики. Много лет спустя он напишет про Кольцова: «истинно гениальный и первый народный поэт». Кольцовская муза оказалась близка и понятна композитору, как никакая другая. С Кольцовым в русскую поэзию
... смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, – и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото,
– писал В. Г. Белинский.
Большая личная и творческая дружба связывала композитора с великим русским драматургом А. Н. Островским. В 1853 году Дюбюк посвятил Александру Николаевичу романс «Два прощания» на стихи Кольцова. А в период написания пьесы «Снегурочка» Александр Иванович по просьбе друга подбирал для будущего спектакля русские песни. В январе 1854 года на сцене московского Малого театра состоялась премьера пьесы «Бедность не порок». На сцене звучали песни, водили хороводы, плясали. Музыку подбирал и аранжировал Дюбюк, он был автором музыкального оформления спектакля. Он также являлся автором романса на стихи самого А. Н. Островского «Нет то злей, постылее», нескольких песен. Этот спектакль стал культурным и даже политическим событием в жизни страны, настоящим праздником русского искусства, музыки, он явил собой широкую и прекрасную картину русского быта и национального характера.
Впоследствии А. И. Дюбюк еще не раз обратится к жанру театральной музыки. Так, Островский чуть позже будет сотрудничать с ним при постановке своего спектакля «Не так живи, как хочется».
Дружба двух выдающихся деятелей русского искусства продолжалась до самой смерти драматурга, последнее письмо к нему Дюбюка датировано 1886 годом.
В статье использованы материалы книги Елены и Валерия Уколовых «Романсы московского гуляки», Москва, 1997 год