Олег Даль обладал таким талантом, что без труда мог бы сделать карьеру мирового уровня. Он никогда не играл простеньких ролей, всегда выбирал такие, где требовалось воплотить сложный авторский образ.
Он получал приглашения от самых известных режиссёров страны, но играл всегда то, что нравилось ему. Даль без конца менял театры, без объяснения причины мог уйти со съёмочной площадки. Как будто что-то искал и не находил.
В девятом классе родители привезли его в малый театр на «Ярмарку тщеславия». После спектакля вопроса кем я хочу быть, перед ним больше не стояло. Олег твёрдо решил посвятить свою жизнь актёрскому мастерству.
Его не смущал даже дефект речи. Всё детство он картавил. Олег настойчиво стал исправлять дикцию, читая вслух. Он был твёрдо уверен, что сможет стать великим актёром.
Олег Даль поступает в Щукинское училище. Дебют Олега в кино состоялся в 1962 году. В то время он был учеником второго курса училища. Это был фильм Александра Зархи «Мой младший брат». В фильмы тогда снялись сразу три великих актёра. Для Олега Даля и Александра Збруева это был дебют. Андрей Миронов был начинающим артистом.
С самого первого фильма Олег Даль взял за правило браться только за одну роль и отдаваться ей полностью. Может быть, в этом его секрет успеха. И ещё, необыкновенное стремление к совершенству, неприязнь халтуры, пошлости и ненависть к неблаговидному поступку.
После окончания Щуки актёра приглашают в Современник. Театр Современник отличался от всех театров демократичностью, дерзостью, свободой и в тоже время уютом. Здесь Олег Даль встречается со своим тёзкой Олегом Ефремовым. Даль такой же талантливый, но у него нет опыта. В театре их называли Олег маленький и Олег большой.
Далю это не нравилось, он соперничает с Ефремовым и в творчестве, и в личной жизни. И в жёны себе он выбирает женщину Ефремова, Нину Дорошину. В театре все знают, что она давно и безответно любит Ефремова. Но Даля это не смущает.
Он добивается её согласия на брак. Тогда Ефремов пришёл на свадьбу и всё испортил. Даль сбежал, и на две недели ушёл в запой. А после этого подал на развод.
Чтобы доказать свою состоятельность, он тут же закрутил роман с примой Современника Татьяны Лавровой. Второй брак продлился всего полгода. Как говорят друзья Олега, то была не любовь, а игра в любовь. Даль конечно же переживает и находит способ примириться со своими неудачами – алкоголь.
Когда он понял, что это болезнь, то начал вести борьбу с собой не на жизнь, а на смерть. Трезвый Даль был безупречен. Никто не подвергал сомнению его талант, но многие режиссёры всё же опасались с ним работать.
Один из немногих, кто терпел его взрывы и резкость был режиссёр Григорий Козинцев В 1970 году Козинцев снимал киноленту «Король Лир». На роль шута он без проб утверждает Олега Даля. На съёмочной площадке Григорий Козинцев прощал Далю любые выходки. Он говорил, Олег не жилец, потому что с такой ранимой психикой долго не живут. Эти пророческие слова вспомнят потом.
После этой картины актёра ждал успех. Киноленту отметили на Лондонском кинофестивале. Жизнь вроде бы налаживалась. На съёмках Олег встретил свою третью жену Лизу Апраксину. Она работала монтажёром и стала ему настоящим другом и любимой на всю оставшуюся жизнь.
В 1973 году Олег Даль делает невозможное, он перестаёт пить. Два следующих года стали временем творческого подъёма. За это время он снялся в пяти картинах, и по-прежнему был полон решимости перевернуть весь мир.
В 1975 году судьба наконец-то дали ему роль, ради которой он стал актёром. Ещё юношей он мечтал сыграть её. Это была роль Печорина в телеспектакле.
И ещё одна актёрская удача. Режиссёр Анатолий Эфрос предлагает Далю главную роль в фильме «В четверг и больше никогда». Олег играет героя, который очень похож на Печорина. Он умный образованный, но пресыщенный и циничный.
После этого фильма, где он так талантливо вскрыл проблему современного молодого поколения, Олегу Далю посыпались предложения от разных кинорежиссёров. Согласно сюжету, герой Даля — врач Сергей, с виду самодостаточный и уверенный в себе молодой человек, на поверку оказался незрелой и слабой личностью.
Но теперь он тщательно выбирает. То, что не понравилось, отправляет на специальную чёрную полку. Там всегда лежала огромная пачка сценариев, среди них были «Ирония судьбы или С лёгким паром» Рязанова, «Инкогнито из Петербурга» Гайдая, «Безымянная звезда» Михаила Козакова и многие другие.
В 1978 году в Советском Союзе снимается первый в истории страны фильм-катастрофа «Экипаж». Олег Даль получил главную роль в этой киноленте. Когда же начались съёмки он передумал и сославшись на здоровье, отказался сниматься. Разве мог «бунтарь» Печорин играть героя-любовника.
Он хотел совсем другого. Вампилов и его «Утиная охота» вот что он сыграл с удовольствием. Режиссёр Виталий Мельников предложил ему сыграть Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова. Режиссёр рисковал, предлагая эту роль Далю. В это время Олег Даль входил в чёрный список и киноленты с его участием не рекомендовались для показа.
Но кроме него в этой роли Мельников не видел никого. За роль Зилова Олег получил гран-при на всесоюзном фестивале фильмов. Правда это случилось уже после его смерти, а в 1979 году после окончания съёмок, картину положили на полку на долгие 8 лет.
3 марта 1981 года Даля нашли мёртвым в гостиничном номере. До сих пор остаётся загадкой, что это было самоубийство или несчастный случай. Он ушёл на пике популярности и творческого подъёма. За свою актёрскую карьеру Даль не получил никаких званий и премий, но для миллионов зрителей он и без всего этого самый настоящий народный артист.