Перед вами «Сватовство майора» Павла Федотова. В 1848 году эта картина наделала много шума. Почему же?
Майор сватается к купеческой дочери. Предприятие, одинаково выгодное для обеих сторон: ей — титул, ему — приданое. В доме майора ждали, готовились — даже отца семейства в чужеродный ему сюртук нарядили.
Майор сватается к купеческой дочери. Предприятие, одинаково выгодное для обеих сторон: ей — титул, ему — приданое. В доме майора ждали, готовились — даже отца семейства в чужеродный ему сюртук нарядили.
А дочка, дочка! Ожившая античная статуя — фарфоровая кожа, кругленький подбородок, покатые плечи. Да еще и скромница: увидела жениха, засмущалась, норовит сбежать. И все-таки это не мелодрама, а именно комедия.
Один из ключей к пониманию картины — наряды героев. Матушка и невеста одеты в слишком роскошные для дневного времени платья — у дочери оно не просто бальное, а с намеком на свадебное. А украшения? Опять слишком: слишком тяжелые, слишком яркие, слишком их много. Да к тому же любая светская красотка середины 19 века вам скажет, что не по возрасту невесте такая роскошь.
По такому случаю — дочку сватают! — семья даже достала шампанское, хотя для них это явно непривычный напиток. Видите, бутылка с фужерами сиротливо на стуле поблескивает?
Но Федотов не просто наблюдательный художник, который одной деталью может выразить уклад жизни целого сословия. Он еще и гениальный режиссер.
Проследите, как Федотов группирует героев на картине. Он всех расставил так, чтобы получилась бодрая короткометражка. Вот в дверях появляется майор — это первая группа. Дальше сваха демонстрирует отцу невесты свои способности маркетолога. Наконец, центральная и ключевая группа — невеста и её мама. И замыкает историю троица в углу: кухарка накрывает на стол, а за ее спиной помощник купца объясняет старушке, что тут происходит.
И вот в этом диалоге — между старушкой и парнишкой — для меня кроется еще одна грань гениальности Федотова: он, с одной стороны, заканчивает этим композицию, а с другой — это еще не финал. Сейчас эта старушка пойдет по соседям да знакомым разносить горячую новость: купеческая дочка замуж за майора выходит!
А теперь два вопроса вам на засыпку.
Первый — сможете найти, где тут спрятался таракан?
И второй — какой герой на картине, по-вашему, выражает авторский взгляд на происходящее?