Один из любимых альбомов вернулся в мой плейлист – со своими остро-социальными, эмоциональными текстами Нау снова актуальны. Приглашаю переслушать один из лучших русских альбомов Князь Тишины.
Наутилус были саундтреком моего детства – может, не особо их музыка подходила для ребёнка, но выбирать в 90х не приходилось, да и магнитофон на всю семью был один. Я помню многие песни с этого альбома, но их смысл не разбирал до недавнего времени. Даже в 2010-м, когда купил себе MP3-сборник Нау, чтобы долго не качать всё из Интернета (после переезда в Благовещенск оказалось, что со скоростями там беда), просто слушал и ностальгировал, а не вдумывался, что значат все эти слова. Теперь, конечно, ситуация изменилась, да и обстановка в стране и мире делает все эти песни снова актуальными – и интуитивно понятными.
Альбом вышел в 1989-м году, и в треклист попали ранее изданные песни, которые уже стали всесоюзными хитами: Скованные, Взгляд с экрана, Казанова и Шар цвета хаки с Разлуки (1986), и Князь тишины и Прощальное письмо с Невидимки (1985). Треки перезаписали, и теперь все песни стали, на мой взгляд, звучать лишь лучше, да и отлично сочетались между собой. Новых песен на альбоме лишь три: Стриптиз, Доктор Твоего Тела и Я Хочу Быть с Тобой. Таким образом, альбом оказался напичкан хитами – ни одного проходного трека.
Открывает пластинку мощный трек Скованные Одной Цепью, который подарил русскому миру много афоризмов. Песня описывала времена перестройки, когда люди только осваивали новые свободы и рыночные отношения. К сожалению, с тех пор не так много по сути поменялось, а текущая спецоперация на Украине позволяет русским всем узнать, что такое «круговая порука» – ведь все мы теперь несём ответственность за действия нашего правительства. У меня так же, как и у любого другого гражданина России теперь не работает ряд сервисов, и даже за свой сайт я не могу заплатить – вордпресс отказывается принимать мою карту.
Одни слова для кухонь, другие — для улиц, пожалуй, моя любимая фраза из песни: она рассказывает о цензуре, о том, что люди боялись или не могли выражать своё мнение открыто. Сейчас, после закрытия ряда иностранных или оппозиционных изданий в стране, то тоже оказывается правдой, а с законами с размытыми формулировками (про фейки, экстремизм и т. д.) страх возвращается. Лучше помалкивать и лишь улыбаться на улице, а политические беседы оставить для кухни.
Можно верить и в отсутствие веры
Можно делать и отсутствие дела
Нищие молятся, молятся на
То, что их нищета гарантирована
Здесь можно играть про себя на трубе
Но как не играй, все играешь отбой
И если есть те, кто приходят к тебе
Найдутся и те, кто придет за тобой
Бюджетники до сих пор получают деньги независимо от качества оказанных услуг, да и часто занимаются не своими прямыми обязанностями (а пьют чаёк за наши налоги). Да и нищих меньше вроде не стало. А с нынешним курсом доллара, в глазах международной общественности, все мы обеднели, как минимум, на треть (на момент написания статьи курс доллара был 105 рублей). И эти нищие действительно боятся потерять даже тот минимум, который у них есть теперь и которого едва хватает на нормальную жизнь.
От такого понятного текста Нау переходит к заглавному треку. Настроение всё то же: отчаяние, бессилие. страх и немного злости. Вот только текст на Князе Тишины очень абстрактный. Кто этот князь? О чём эта песня? Наверно, ответ на этот вопрос может дать лишь автор текста – венгерский поэт Эндре Ади (перевод Леонида Мартынова).
За текстом слышны весьма насыщенная партия клавишных, которые местами напоминают мне военные гимны. Также военные марши напоминает мне мелодия на следующей песне Взгляд с Экрана. При этом эта песня балансирует где-то между мрачной действительностью и лёгкой, забавной сатирой.
По сути, эта песня о глупенькой девушке, которая живёт, вероятно, в хрущёвке, и радуется зарубежным любовным драмам. Самая известная строчка из песни Ален Делон не пьёт одеколон никак не вяжется с настроением куплетов. А они уже дают нам немного больше контекста: в каких условиях живёт эта глупенькая девушка?
Согласно Нау, в обществе в конце восьмидесятых мужчины не искали искренней любви, они не отличались красотой или ухоженностью, в семьях не было нормальных взаимоотношений, в стране процветает алкоголизм и преступность, на улицу выходить опасно. И от всего этого ужаса хочется сбежать в выдуманный мир, где всегда есть хэппи-энд, настоящая любовь и красивые мужчины.
Сейчас домашнее насилие декриминализировано, проблема харассмента остро стоит во всём мире, феминизм в России пытается расставить всё по местам, но и у них этого не получается. Думаю, что многие строчки из Взгляда с Экрана легко можно отнести и к современной России, да и в мир фантазий многие тоже любят сбегать. В интернете можно найти целые сообщества травмированных любителей аниме (которое теперь местами тоже вне закона), турецких или индийских мелодрам и т. д.
Страна умирает, как древний ящер
С новым вирусом в клетках
Это ключевые строчки в следующей песне – Стриптиз. Страна с многовековой историей не может справиться с вирусом… В восьмидесятых, возможно, речь шла о ВИЧ эпидемии. Но может, эти слова не стоит понимать буквально: что если под вирусом понимается коррупция и все те порядки, о которых говорится в прошлых треках? К тому же, здесь Нау противопоставляют голую девушку – оскорбительно трезвую – пьяным, жирным, отвратительным мясникам. Сейчас я бы назвал это противостоянием «голого» (невооружённого) народа и сытых людей у кормушки.
Следующие две песни Доктор Твоего Тела и Я Хочу Быть с Тобой обе исследуют тему жизни и смерти, любви после смерти партнёра – таким образом, мы переходим от общего, от социальных вопросов, к трагедиям личным.
Доктор мне нравится намного больше, наверно, потому что Я Хочу Быть с Тобой уж слишком попсовая и драматичная. Ну и Алла Пугачёва не так уж часто оказывается на бэк-вокале. А следующие строчки уж точно иллюстрируют мои мысли после путинского указа привести в готовность ядерное оружие. И, наверно, они неплохо показывают мысли моих украинских друзей.
Я очнулся рано утром
Я увидел небо в открытую дверь
Это не значит почти ничего
Кроме того, что, возможно, я буду жить
Шар Цвета Хаки я бы вообще назвал одной из лучших антивоенных песен. Текст вполне понятный: вместо песни (искусства, чего-то прекрасного) и ярких цветов нам предлагают цвета чёрный и хаки, а также военные команды.
Я вижу песню вдали / Но я слышу лишь:
«Марш, марш левой / Марш, марш правой»
Я не видел картины дурней, / Чем шар цвета хаки
Закрывает альбом Прощальное Письмо – идеальный выбор для этого треклиста. После насыщенных текстов о проблемах общества, после всех эмоций сил почти не осталось, и Гудбай Америка словно поётся из последних сил, с чувством печали и безысходности. И теперь, когда зарубежные компании массово покидают российский рынок, тоже можно шептать: Нас так долго учили любить твои запретные плоды… Гудбай, Америка, о-о…
______________________
Читайте также:
Группа Plazma – российская музыка, за которую не стыдно
Российские исполнители, добившиеся успеха за границей
10 моих любимых песен группы Сплин
______________________
В связи с изменениями правил Дзена приглашаю вас на свой персональный сайт. Поддержите меня напрямую!