Найти тему

Экзистенциальный ответ страху

...или как я научилась не бояться и полюбила здравое мышление.

Финал «Меланхолии» Ларса фон Триера, с одной стороны, страшный, а с другой — предсказуемый. Планета Меланхолия сталкивается с Землей, и наступает конец всего.

Хитрость в том, что рано или поздно Земля каждого из нас столкнется с Меланхолией. Это единственный прогноз, который «дело верняк» и 100% сбудется.

И лично мне он кажется одним из самых оптимистичных.

У нас не принято говорить о смерти. Современное общество вычеркнуло ее из сознания, вынесло за двери домов и квартир, оставив где-то в холодных коридорах больниц и операционных. Смерть — это четыре цифры на часах, констатация прекращения сердечной деятельности, гибель головного мозга. Строгие формулировки инструкций. Отработанный алгоритм действий, поскорее освободить реанимационную койку.

Всё это — там, не здесь, с ними, а не со мной.

Рядом с моим домом — дом престарелых. Я вижу, как туда приезжает Скорая, а за ней — старенькая «буханка»; я вижу черные мешки.

Раньше люди уходили, окруженные родными и близкими, глядя в их глаза и ощущая поддержку до самого конца. Уход был неотъемлемой частью жизни: люди провожали своих в последний путь и знали, что это — неизбежно. Люди знали свое место — и в целом мироустройстве, и конкретно в их обществе.

Сегодня мы не знаем ничего. Сегодня уход в кругу родных — непозволительная роскошь для того, кто уходит, и ужасающее зрелище для тех, кто остается. Чем глубже наши естественно-научные знания, тем более поверхностны знания духовные. Экзистенциальные вопросы отброшены в сторону, как ненужный мусор, в погоне за открытием тайн планеты, подчинением природы человеку, созданием «немяса» и «немолока». Даже среди тех, кто считает себя духовной личностью, экзистенциальные вопросы нередко перерождаются в соблюдение внешних ритуалов и споры с другими.

(Вам будет легче хоронить близких, зная, что никто не фотографируется на фоне Казанского собора в Петербурге? Если да, приношу свои извинения и этот пост не для вас.)

Каким бы парадоксальным это ни казалось, но именно из-за того, что мы усердно гоним от себя мысль о смерти, она так сильно нас пугает. Забывая об этой важной стороне жизни, мы начинаем ценить то, что в действительности не имеет никакой ценности. И обесценивать то, что по-настоящему ценно.

Между тем все философы призывали помнить о мимолетности бытия, ибо только это осознание обогащает жизнь, дает возможность увидеть свою силу и понять свои ограничения. Ирвин Ялом писал: смерть есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью.

Поэтому давайте честно: мы все умрем. Наша Меланхолия уже летит к нам, и наше столкновение — лишь вопрос времени. Поэтому лучше всего — подумать, как нам не стать толстовским Иваном Ильичом, который внезапно осознал, что вся его сознательная жизнь была «не то».

Мы не можем повлиять на множество вещей. Ни на курсы валют, ни на решения других людей, ни на погоду, ни на то, что показывают по телевизору.

Но мы можем и повлиять на множество вещей. Найти для матери жизненно важные лекарства, которые пропали из аптек ее небольшого города. Помочь соседке, потерявшей сына, очистить двор от снега. Честно выполнять свою работу, пока она кому-то нужна.

Я не хочу, чтобы моими последними словами стали «ПНХ».

PS Рекомендую прочитать «Смерть Ивана Ильича». Если не всё, то хотя бы главу 11. Ссылка ниже:
https://ilibrary.ru/text/7/p.11/index.html

Меланхолия Дюрера. Вглядитесь в лицо ангела. О чем он думает?
Меланхолия Дюрера. Вглядитесь в лицо ангела. О чем он думает?

#ирвин ялом #смерть #страхи #меланхолия