Найти тему
Туристический портал VipGeo

Русские мореплаватели: Крузенштерн и Лисянский – что открыли

Оглавление

И. Крузенштерн и Ю. Лисянский в 1803-1806 гг. совершили 1-е кругосветное путешествие из России на судах «Надежда» и «Нева». Исследователи хотели изучить Сахалин и Курильские о-ва. Кроме того, они намеревались построить отношения с японским, китайским государствами. После экспедиции на карту были добавлены новые острова и удалены те, которых не существует. Исследователи описали Курилы и Японские о-ва, Сахалин. Также появилась наука океанография, были подготовлены ценные для ботаники и зоологии коллекции.

Предпосылки и цель экспедиции

Прошения капитана Ивана Крузенштерна пылились в столах чиновников Адмиралтейства. Столоначальники считали Россию сухопутной державой и не понимали, зачем во­обще нужно ехать на край света – составлять гербарии и карты?! Отчаявшись, Крузенштерн сдается. Теперь его выбор – же­нитьба и тихая жизнь… И проект капитана Крузенштерна наверняка затерялся бы в дальних ящиках чиновников Адмиралтейства, если бы не частный капитал – Российско-Американская компания. Основной ее бизнес – торговля с Аляской. В ту пору – бизнес сверхприбыльный: купленную на Аляске за рубль шкурку соболя в Петербурге можно было продать за 600. Но вот беда: путь из столицы на Аляску и обратно занимал 5 лет.

29 июля 1802 года компания обратилась к императору Александру I, – тоже, кстати, ее акционеру, – с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели – доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить торговлю с Китаем и Японией.  Подавал прошение член правления компании Николай Резанов.

7 августа 1802 года, всего через неделю после подачи прошения, проект был утвержден. Решено было также отправить с экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Николаю Резанову. Начальником экспедиции был назначен капитан-лейтенант Крузенштерн.

-2

Подробности экспедиции

07.08.1803 исследователи И. Крузенштерн и Ю. Лисянский стартовали 1-е для России кругосветное путешествие. Оно проходило на 2 кораблях. 1-й из них назывался «Надежда», имел такие параметры:

  • длина – 3500 см;
  • ширина – 850 см;
  • водоизмещение – 450 т;
  • экипаж – 58 человек;
  • пассажиры – 12 человек;
  • продолжительность экспедиции – 1108 суток.

2-й корабль носил название «Нева», обладал следующими характеристиками:

  • длина – 3260 см;
  • ширина – 840 см;
  • водоизмещение – 370 т;
  • экипаж – 47 человек;
  • пассажиры – 5 человек;
  • продолжительность экспедиции – 1090 суток.

Руководили экспедицией 3 человека:

  • Ю. Лисянский – возглавлял «Неву», известен открытием одного из островов Гавайев (о. Лисянского) и описанием о-ва Пасхи, 1-м возвратился в Кронштадт;
  • И. Крузенштерн – руководил «Надеждой», известен описанием нескольких островов, которые прилегают к Японии, публикацией записей об экспедиции;
  • Н. Резанов – был отправлен с посольской миссией к японцам; его назначил император в качестве главы путешествия, из-за чего на корабле «Надежда» Крузенштерн часто конфликтовал с Резановым.

Первая русская кругосветка проходила следующим образом:

  • 07.08.1803 – старт путешествия из Кронштадта;
  • 17.08-08.09.1803 – столица Дании;
  • 26.09-06.10.1803 – Фалмут;
  • 20-27.10.1803 – остров Тенерифе;
  • 26.11.1803 – 1-й для России переход экваториальной линии;
  • 21.03.1804 – мыс Горн, расход судов после штормовой погоды;
  • 17-21.04.1804 – остров Пасхи;
  • 10-17.05.1804 – остров Нуку-Хива;
  • 11-16.06.1804 – Гавайи;
  • 15.07-06.09.1804 – Петропавловск;
  • 08.10.1804-18.04.1805 – Нагасаки, провал дипломатической миссии Резанова;
  • 13.07.1804-15.08.1805 – остров Кадьяк, изучение Лисянским гидрографии около побережья Русской Америки;
  • 04.06-05.10.1805 – Петропавловск, изучение Крузенштерном гидрографии Охотского моря;
  • 01.10.1805 – смерть 3 членов экипажа в сражении с индейским племенем около Ново-Архангельска;
  • 15-19.10.1805 – открытие о. Лисянского и тихоокеанского рифа Невы;
  • 21.11.1805-31.01.1806 – встреча кораблей, совместный выход из Макао;
  • 15.04.1806 – расход судов около мыса Доброй Надежды;
  • 05-19.08.1806 – возврат судов в Кронштадт.
-3

Экспедиция достигла двух целей из трех. Путешественники смогли доставить в дальневосточную область товары Российско-американской компании. Кроме того, экспедиция продала меха в китайском государстве. Не была достигнута лишь 1 цель – экспедиция не смогла установить дипотношения Российской империи и японского государства.

Экспедиция Лисянского и Крузенштерна имела большое значение для российских естественных наук и географических открытий. Анализ путешествия напечатали в трехтомной книге, с атласом из 104 карт и картин с гравировкой. Книгу перевели в Англии, Франции, Германии, Голландии, Швеции, Италии, Дании.