Звучит неправдоподобно, но факты указывают на то, что в османской империи небо покорилось людям уже в 16 веке, и не только на крыльях.
Для примера, ярким доказательством успешных полетов далекого прошлого, является легендарный османский авиатор XVII века Лага́ри Хаса́н Че́леби, который, согласно письменному свидетельству известному османскому путешественника Эвлии Челеби, осуществил первый успешный пилотируемый полёт на ракете. Как утверждается, он взлетел в небо, вместе с самодельной пороховой ракетой на 300 метров и благополучно приземлился в море, за что был награждён султаном. Да, да, вы не ослышались. Османский изобретатель совершил первый удачный полет на ракете еще в 17 веке.
Эвлия́ Челеби пишет, что в 1633 году Лагари Хасан Челеби подготовил конусовидную ракету длиной в семь локтей или более 3,5 метров (1 египетский локоть = 52.4 см), используя 7 последовательных и параллельных ёмкостей со специальной приготовленной смесью пороха и горючей жидкости, общим весом более 64 кг. В головной части ракеты был расположен отсек, в котором сидел Лагари Хасан Челеби. Ракета была установлена на мысе Сарайбурну у подножия султанского Дворца Топкапы, построенного еще в 16 веке по просьбе любимой жены Сулеймана I Хюррем Хасеки-султан. Как пишет османский путешественник Эвлия Челеби, запуск ракеты был приурочен к дню рождения Исмихан Каи-султан дочери султана Мурада IV.
В 1633 году Лага́ри Хаса́н Че́леби успешно поднялся в воздух на ракете и так же благополучно спустился на землю.
Существует старинная картина, на которой запечатлен полет на ракете османского испытателя Лагари. Вот, что написано под этой картиной:
«Возможно, вдохновленный достижениями Хезарафена Ахмеда Челеби, его брат Лараги Хасан Челеби стремился также бросить вызов гравитации и достичь небес. В 1633 году он построил ракету, рассчитанную на пассажира-человека. Ракета приводилась в движение более, чем 300 фунтами пороха. По словам Эвлии Челеби, в честь рождения дочери султана Мурада Лараги Челеби испытал свою ракету на берегу Босфора, недалеко от резиденции султана, дворца Топкапы.
После того как многочисленные помощники зажгли фитили его единственной в своем роде ракеты, Лараги взмыл в воздух на высоту около 1000 футов (более 300 метров). Когда в ракете закончилось топливо, он раскрыл пару крыльев, которые сам для себя смастерил, и плавно опустился в Босфор, а затем вплавь добрался до берега.
Как и его брат, он был награжден за свое достижение мешочком с золотом, а также получил звание офицера кавалерии в корпусе сипахи Османской империи. Вскоре после этого он погиб в сражении в Крыму».
Жаль, что османский путешественник не оставил для потомков подробное описание самой ракеты и не зарисовал ее. Было бы очень интересно.
Кстати, у нашего конструктора Лагари также был брат Хеза́рфен Ахме́т Челеби́, учёный-конструктор, на самодельных крыльях, как на дельтаплане, перелетевший через Босфор. Историю этого полета в Турции знает каждый местный житель. Прозвище Хезарфен Ахмет Челеби получил за свои обширные научные познания от известного путешественника Эвлии Челеби.
Сначала учёный Хезарфен пробовал летать над городом на сконструированном им аппарате формы орлиных крыльев. Наконец, после долгих приготовлений и многочисленных испытаний, в 1632 году Хезарфен спрыгнул с вершины Галатской башни (55 м) и на своих самодельных крыльях перелетел через пролив Босфор и приземлился на площади Доганджилар в Ускюдаре, азиатской части города, без каких-либо травм. Таким образом, он пролетел около 3,5 км.
Весть об этом событии сразу облетела всю Османскую империю. Вскоре султан Мурад IV, наблюдавший за полётом учёного из своего дворца на мысе Сарайбурну, пригласил Хезарфена к себе и наградил его кошельком золота. Однако вскоре религиозные лидеры и советники султана заставили его изменить своё решение: видя решительность и бесстрашие Хезарфена, Мурад посчитал опасным держать такого человека в столице империи. После этого учёный был сослан в Алжир, где умер в возрасте 31 года. Но оказывается, Хеза́рфен Ахме́т Челеби́ не был первым авиатором.
В 1648 году британский священник и ученый, один из основателей Лондонского Королевского общества Джон Уилкинс — сообщал о том, что Де Бусбек, австрийский посол в Константинополе в 1554-1562 годах, уже наблюдал многочисленные полеты одного турка над городом на самодельных крыльях. А это произошло почти на целый век раньше, чем Челеби перелетел через Босфор.
А вспомните, австрийского военного инженера Конрада Хааса, который в середине 16 века написал книгу о ракетостроении, в которой описал принцип работы многоступенчатой ракеты и 18 рецептов топлива для ракет, в том числе, впервые рецепт жидкого топлива. И главное, он описал кабину ракеты для пилота, которую последующие авторы, назвали ее домиком Хааса. Откуда такие знания вначале 16 века? Сам автор пишет, что он эти знания подчерпнул в более древних источниках: книгах и рукописях.
Кстати, и об этом мало кто знает, знаменитые рисунки крылатых машин Леонардо да Винчи, не указывают на его авторство. Леонардо сам не раз писал, что ничего не изобретал (он вообще не был изобретателем), а лишь делал эскизы и рисунки к самой известной книге 15 века – книге архитектора и инженера Витрувия «Десять книг об архитектуре». Уверен, вы и не знали этого!! В книге Витрувия подробно описывались многие древние механизмы, но не имелись наглядные рисунки. Вот художник Леонардо и подрядился нарисовать эти механизмы. О том, что Леонардо да Винчи ничего не изобрел, скоро выйдет отдельный материал. Поэтому не забывайте подписаться на канал и следите за новостями. Так вот!
Получается, что до даже в 15 века, люди уже умели летать и на крыльях, и даже на ракете, или как минимум видели это где-то. Только где? Похоже, мы не знаем историю. Вопросы, одни вопросы! А вы что думаете об этом? Напишите мне свои мысли в комментариях.
Источники:
1. Эвлия Челеби. Книга путешествия: (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века): М.: ИВЛ, 1961.