В пятницу вечером из поезда Allegro в Хельсинки выходили встревоженные люди.
Ilta-Sanomat, 05.03.2022. Pipsa Havula
35-летняя Вероника всматривается в сторону прибывающих на Хельсинкский вокзал поездов. Она ждёт 6-часового Allegro, на котором приедет из Санкт-Петербурга её мать.
На вопрос о цели приезда матери Вероника отвечает аккуратно:
— Она едет сюда в отпуск.
Вероника, как и многие пассажиры Allegro, не хочет, чтобы её фотографировали и упоминали её настоящее имя. Она опасается, что родственникам, остающимся в России, может навредить, если будет опубликовано её фото, имя и мнение о российской власти. И ей самой, если впоследствии она поедет в Россию.
— Окажусь там же, где и Навальный, — невесело усмехается она. — В России ни о чём нельзя открыто выразить своё мнение.
Вероника в ужасе от новостей о новом законе, согласно которому за распространение «фейков» о российской армии грозит до 15 лет тюрьмы. Также Россия заявила об ограничении доступа к ряду новостных каналов и сайтов. Вероника считает, что теперь русским станет сложнее получать правдивую информацию о происходящих событиях.
— В России у людей нет возможности увидеть картину в целом. Все каналы, которые, по мнению властей, имеют неправильную точку зрения, закрыты. Закрывают сайты, даже на Фейсбук теперь не зайти. Нет такого места, откуда можно почерпнуть информацию о том, что там в действительности происходит.
Вероника говорит о том, что боится за свою мать, у которой в России близких родственников не осталось.
— Конечно, я переживаю за маму, если что-то случится, я не смогу ей помочь. Если закроют банки и отключат интернет.
Сейчас она не решается ездить в Россию, опасаясь, что закроются границы. Ей спокойнее от того, что мать приезжает в Финляндию.
— Я боюсь, что границы закроют, и я никогда больше не увижу маму. Возможно, сейчас это для нас последняя возможность увидеться.
Люди выходят из Allegro с большими чемоданами. Семьи, пары и одиночные пассажиры. Самые маленькие пассажиры — груднички.
32-летний Алекс и 34-летняя Наталья говорят о том, что они и раньше работали в Европе, но война вынудила их уехать из России раньше, чем они планировали. Однако у них в России остаются семьи, так что связи с родиной они не теряют.
— Но, честно говоря, очень пугает, если произойдёт эскалация, — говорит Наталья.
— Сегодня в России возникла паника на тему того, что людей перестанут выпускать из страны, — добавляет Алекс.
Он имеет в виду слух о том, что в России может быть объявлено чрезвычайное положение, что повлекло бы за собой ограничение на перемещения, военную цензуру, запрет на собрания и митинги, а также мобилизацию (слух уже опровергнут - СФП).
Алекс говорит о том, что удивлён тому, как в России разделились мнения людей.
— Многие думают, что то, что Россия делает сейчас на Украине, пойдёт Украине на пользу. Я бы сказала, что так думает половина. Я думал, что больше россиян выступают против этого.
Наталья добавляет, что подобные взгляды — это достижение пропаганды.
— Они смотрят лишь российское телевидение, слышат только то, что говорит Россия, и верят в это. Это действительно эффективно.
Она говорит, что для тех, кто понимает, как работает пропаганда, её влияние очевидно. Но для многих россиян государственная правда остаётся единственной правдой.
— Сейчас, когда доступ к СМИ ограничен, людям остаётся лишь слушать мнение других.
Алекс и Наталья рассказывают, что санкции запада ещё не изменили жизнь россиян кардинально, но люди уже начали понимать, что, к примеру, произойдёт со стоимостью жизни.
— Люди начинают прозревать, — говорит Наталья.
— Я лично не одобряю того, что многие компании на западе разрывают любое сотрудничество с Россией, поскольку страдают от этого обычные люди, — отмечает Алекс.
Наталья говорит, что многие в России напуганы.
— Люди и раньше боялись протестовать, но теперь, с этим новым законом, по которому можно попасть в тюрьму из-за одного поста… такое ощущение, что никто не хочет искушать судьбу. Люди по-настоящему напуганы.
Наталья и Алекс тоже опасаются того, что может произойти, если они публично будут критиковать российскую власть.
— Они могут ударить по нам. Я не знаю, на что способен Путин, — считает Наталья.
— Оказаться на фото может быть опасно.
Дисклеймер в связи с обострением информационного противостояния.
1. Публикуемые на этом канале материалы призваны продемонстрировать состояние внутреннего инфополя в Финляндии — стране, входящей в Европейский союз.
2. На канале публикуются переводы материалов финских СМИ, направленных на внутреннюю, финскую аудиторию.
3. На канале не публикуются переводы «горячих» новостей на актуальную тематику, достоверность которых проверить затруднительно, — лишь мнения финских специалистов, журналистов и высказывания финских политиков и официальных представителей власти.
4. Комментарии временно закрыты.