Найти тему

«Экспонат №…» Б.Л. Васильев. Аргументы

Проблема проявления детьми бездушия /черствости/

Рассказ Б. Васильева «Экспонат №…» о том, как дети, воодушевленные идеей собрать экспонаты для музея, стали виновниками смерти женщины, у которой письма сына Игоря были смыслом ее жизни. Писатель показывает, каким неприятным, сложным и тяжелым был разговор Анны Федотовны с детьми. Один из ребят сказал, что она должна передать документы в музей.

Старшая девочка – звеньевая – разговаривала со старой женщиной с вызывающей агрессией и настаивала, чтобы та отдала им настоящие письма, а не копии. Ей безразличны переживания старой женщины. Она хотела выполнить поручение и даже, когда младший школьник не хотел этого делать, припугнула его. В разговоре с Анной Федотовной дети проявили бездушие и черствость, потому что говорили о том, что она может заболеть и умереть. В конце концов, дети, воспользовавшись слепотой Анны Федотовны, украли письма. Ребята поступили безнравственно.

Женщина, которая привыкла жить честно, по законам совести, не ожидала такого. Последствием их жестокого поступка стала смерть безобидной престарелой женщины.

В чем опасность неблаговидных поступков детей?

В рассказе Б. Васильева «Экспонат №…» описывается неблаговидный поступок детей, которые собирали экспонаты для музея. У Анны Федотовны сохранились письма сына.

Недовольные тем, что женщина предложила им копии писем, дети решили обмануть слепую женщину. Они обворовали ее – украли настоящие письма ее сына. Результатом неблаговидного поступка ребят стала смерть женщины.

Любой поступок, даже детский, совершающийся ради хорошего дела, но противоречащий человечности, не может быть оправдан ничем.

Совершая такие неблаговидные поступки, дети могут вырасти равнодушными к чужому горю, не уважающими чувства других людей, безразлично относящимися к пожилым людям, к тому, что им дорого. Чужая память не станет их личной памятью.

Чтобы не совершались такие поступки, взрослые, отвечающие за это благое дело, должны воспитывать уважительное отношение к пожилым людям и не допускать, чтобы документы о войне пылились в запасниках. Ответственность по сбору экспонатов должна лежать на взрослых. Подходить к сбору экспонатов необходимо очень ответственно. При создании музеев необходимо учитывать значимость материалов для его обладателей.

Насколько мучительными могут быть страдания матери?

Наверное, мать – самое страдальческое существо на свете. Об этом пишет Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…». Он описывает случай из жизни женщины, которая потеряла в годы Великой Отечественной войны единственного сына Игоря.

Страдания ее начались в начале октября 1941 года, когда единственный сын Игорь ушел на фронт. «По щекам ее безостановочно текли слезы, а из-за плеч выглядывали скорбные лица соседок...» После получения похоронки «Три дня Анна Федотовна кричала и не верила…» Сейчас это была «одинокая, почерневшая и разучившаяся рыдать после похоронки» женщина.

Единственная память, которая осталась о сыне, - это одно письмо от него и одно от его друга – сержанта Вадима Переплетчикова. Они продолжали быть смыслом ее жизни в послевоенные годы, даже тогда, когда она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого.

Анна Федотовна никогда не нарушала «многолетний ритуал» чтения писем. Нарушили его ребята, которые собирали экспонаты для музея. Когда она предложила им копии, они были очень недовольны и украли у слепой женщины настоящие письма.

Вскоре женщина умерла. Она пережила войну, смерть единственного сына, но не смогла пережить отношение нашего времени – бездушие, обман, черствость.

Проблема смысла жизни

В чем заключается смысл жизни человека?

Б. Васильев в рассказе «Экспонат №…» показал, как женщина жила воспоминаниями о единственном сыне Игоре, который погиб во время Великой Отечественной войны. У нее были три самых дорогих документа: письмо от него, письмо от его друга о том, что сын погиб, и похоронка. Письмо от сына она перечитывала каждый перед сном. В этом ритуале заключался смысл жизни Анны Федотовны. Автор считает, что её можно назвать счастливым человеком. Она оставалась один на один со своим сыном, там, в прошлом, где они были вместе, и это было действительно счастьем. А после того как пионеры выкрали у слепой женщины письма сына, исчез и смысл жизни, теперь уже ничего не могла чувствовать женщина: она больше не видела и не слышала своего сына.

Проблема сохранения памяти

В рассказе «Экспонат №...» Б. Васильев поднимает проблему сохранения памяти: семейной и общественной. Воспоминания о сыне Игоре, который мальчишкой ушел на фронт и был убит в декабре 1941 года. Его образ ожил в военных письмах, которые Анна Федотовна берегла как бесценное сокровище. В каждом слове, в последнем «…Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!» как будто жила душа ее Игорька, который «угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда…» после кражи писем. Ребятам нужны фронтовые письма для школьного музея. Их волнуют не чувства Анны Федотовны, а взятые обязательства. Рассказав о поступке пионеров, писатель показал, как нарушается ценность исторической памяти. Нельзя допускать, чтобы такое искажение памяти о погибших повторялось.

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки