📍Хельсинки, Кайвокату, 1
Элиель Сааринен
1919 г.
🏛Здание из розового гранита, увенчанное тяжелой башней, безусловно, главное произведение Элиеля Сааринена. В его творчестве проект ознаменовал переход от национального романтизма к монументальному рационализму. Вокзал играет важнейшую роль в структуре Хельсинки, и стал символом столицы и всей нации.
🕵🏼♂️За век существования вокзал увидел огромное количество политиков и шпионов. Страна, выдававшая беженцев в СССР и не скрывавшая наличия у себя западных резидентур, была настоящим шпионским раем. Норвежские агенты, например, с этого вокзала отправлялись на задания в СССР и здесь же устраивали явки.
📐Здание тупикового типа, основные корпуса собраны в П-образный блок, раскрытый в сторону путей и монолитным массивом выступающий на привокзальную площадь. Обеспечена четкая организация функциональных процессов, корпуса свободно связаны между собой и объединены мощной вертикалью часовой башни с оригинальным завершением, огромные полуциркульные порталы выявляют входы для пассажиров.
✒️Продуманность функционального решения, блестящее использование новых строительных конструкций для создания открытого пространства в интерьерах сочетались с нордическими фасадами и пластикой неоромантических форм. Это оказалось возможным благодаря большепролетным конструкциям, огромным витражным проемам и другим приёмам автора. Например, его излюбленный - контрастное сочетание «вертикали» (башенного объема) и «горизонтали» (массива здания).
🏛На главном фасаде огромные полуциркульные арки фланкированы парными фигурами гигантов с шарами-светильниками в руках. Аллегорические фигуры изваяний возвышают и романтизируют облик производственного по сути сооружения.
🍔Внутри работает самый элегантный BurgerKing в стране — фрески Ярнефельта достались ему от закрывшегося ресторана Eliel.
🚆Несмотря на сложность структуры, вокзал наделен художественной цельностью. Специфическому эмоциональному впечатлению способствуют цвет и фактура облицовочного гранита, усиливающего суровость образа сооружения.