Найти в Дзене
Кухня художника

Проклейка холста

Оглавление

Добрый день, друзья. С вами художник Анастасия Дагаева.

В этой статье я поделюсь с вами профессиональными секретами художника, а именно как проклеивать холст перед грунтовкой.

Рецепты проклейки можно найти в интернете, или в специальной литературе они разные, но самое главное это техника выполнения.

Я поделюсь рецептом проклейки, который используется многими поколениями российских художников, от моего учителя в художественном училище заслуженного художника России В.А.Чеботкина.

Пропорции проклейки:

10 гр желатина ( можно приобрести в продуктовом магазине)

175 мл воды( чистая, холодная)

1/2 чайной ложки глицерина (продается в аптеках)

Всего нужно три- четыре слоя проклейки. Всё зависит от холста. Тонкий лён и хлопок 3 раза проклеивают, лён средней и крупной зернистости ( театральный холст, натуральная мешковина) 4 слоя проклейки. Второй и третий слой после полного высыхания зашкурить наждачной бумагой " нулёвкой".

Квасцы и антисептик я не добавляю, опыт показывает, что при правильном хранении холста срок его службы будет десятилетия без повреждений.

Холст храним в сухом проветриваемом помещении.

Нельзя:

1. Хранить в сыром или влажном помещении.

2. Хранить под прямыми солнечными лучами.

3. Хранить в помещении с серными и прочими химическими испарениями.

4. Хранить во влажной среде, неотапливаемом холодном помещении, вблизи с плесенью.

5. Хранить рядом с открытым огнём.

Льняной холст, средней зернистости наиболее оптимален для станковой картины небольшого и среднего формата.
Льняной холст, средней зернистости наиболее оптимален для станковой картины небольшого и среднего формата.

Натягиваю холсты самостоятельно на подрамники, галлерейной натяжкой, об этом будет отдельный пост.

Желатин, глицерин, вода.
Желатин, глицерин, вода.

Сначала берём желатин, насыпаем его в удобную ёмкость. У меня это мерный стакан, чтобы сразу правильно в пропорции налить воду. Вода должна быть чистой и холодной, не нужно ее кипятить, т.к. желатин мы готовим не в пищу, а для проклейки холста.

Сейчас я делаю 350 мл желатинового клея, т.е. 20 гр желатина ( два пакетика по 10 гр или можно мерить столовой ложкой 10 гр/ мл = 1 столовая ложка) на 350 мл воды. Можно сразу добавить в пропорции к объему воды глицерин, я добавляю 1 чайную ложку.

-3

Надо хорошо размешать желатин с водой и глицерином. Подождать 20-30 минут. Кристаллики желатина должны впитать воду. Всё зависит о желатина, он может склеится в воде, но это не страшно, всеравно он воду в себя вберёт.

Кристаллики желатина вобрали воду.
Кристаллики желатина вобрали воду.

После 20 минут ожидания наливаем смесь желатина, воды и глицерина в кастрюлю с толстым дном, лучше эмалированную. На медленном огне постоянно помешивая доводим желатин до полного растворения в воде. Кипятить не надо! Если не уверены в своих силах, то ставим кастрюльку с желатином в кастрюлю с водой побольше, получится так называемая " водяная баня", так точно желатин у вас не пригорит.)

-5

Как только желатин растворился, выключаем газ, снимаем с плиты. Ну или с электрической плитки, если у вас такие условия.

-6

Переливаем в удобную ёмкость получившийся желатиновый клей. Теперь ждём. Я оставляю желатин на столе кухни, и жду примерно 6-8 часов до его загустения. В холодильник не ставьте!

-7

Вот такой должен получится желатин, по консистенции как сметанка. Теперь можно наносить его на холст. Для нанесения клея нам потребуется щетинная широкая флейц кисть( продается в строительном магазине).

-8

1 слой. Опыт показывает, что необходимо первый слой проклейки наносить кистью, слегка смоченной в желатиновом клее. Проходя слегка кистью, излишки клея предварительно о край ёмкости надо убирать.

П.С. Я знаю, что многие учат загустевший желатин первый слой наносить карточкой или шпателем, так получается быстрее и более равномерно. Но, знаете, на наш отечественный льняной или хлопковый холст( любой зернистости) не получалось у меня ни разу нормально нанести карточкой желатин, чтобы он местами да не прошел сквозь плетение ниток. А руки у меня растут из того места что надо при этом. Много лет учебы и работы по специальности художник тому подтверждение. Просто нет у нас в России таких пока марок холста именно для живописи и отечественного производства. ( Если есть , или уже появились, пишите мне в комментах) Как вариант, постирать холст, он сядет, станет плотнее плетение холста.

Итальянские дорогие продавали холсты льняные, сейчас не знаю. Холст в идеале должен быть такого плетения, чтобы там не было дырок как бы. Т е. такое плетение, другое, по типу саржевого. Тогда да, согласна, можно сразу "фигачить" смело по холсту желешкой и будет всё хорошо.

Подытожу: первый слой клея- слегка смоченной кистью один два раза по одному месту. Цель первого слоя- убрать пушистость ткани, подготовку под проклейку сделать. Не надо давить кистью в холст или ставить себе задачу пропитать клеем холст. Пусть будет неровно, как лёгкими мазками нанесен клей. Если "фигачить"кистью или карточкой или кто рукой первый слой желатинового клея, то 99% он пройдет местами сквозь холст. Если для учебы это норм, то для работы над заказами и продажи картин это не норм, друзья.

-9

2 слой . Берём из ёмкости желатин, консистенции сметаны на кисть. И плавными мягкими движениями, проходя по одному месту два три раза, не надавливая и

не вдавливая кистью/ шпателем/ карточкой желатин в холст, наносим на поверхность холста.

-10

Излишки клея аккуратно снимаем с кисти о край ёмкости с желатином и аккуратно убираем с холста.

Вот так должно получится.
Вот так должно получится.

Помните, наша задача в проклейке и последующей грунтовке, чтобы желатиновый клей не прошел сквозь холст на заднюю сторону, в этом случае работа испорчена, это нарушение технологии, которая приведет к непоправимым последствиям в качестве живописи на таком холсте и сроке хранения готовой картины.

-12

Я проклеиваю сразу несколько холстов, впоследствии грунтую. Холст после первого, второго слоя проклейки намного провисает, это не страшно, после просушки он снова натянется.

Каждый слой проклейки нужно сушить 12-24 часа. Минимальное время просушки 6-8 часов. Всё зависит от помещения у котором вы работаете, насколько оно сухое и теплое.

Помните, что чем меньше мы ждём высыхания каждого слоя, тем более мы рискуем качеством проклейки.

-13

Чтобы увидеть, где ещё нанести клей, разворачиваем холст под углом к источнику света.

Холст после второй проклейки, обратная сторона. После высыхания.
Холст после второй проклейки, обратная сторона. После высыхания.

Посмотрите, с обратной стороны холста желатин не прошёл.

-15

3 слой. Прошло 12 часов, слой проклейки высох. Холст с лицевой стороны блестит, если аккуратно постучать пальцами по нему, он будет натянут, как барабанчик, звонкий. Значит вы всё делаете правильно. Первый слой не зашкуриваем, наносим сразу второй слой свежеприготовленного желатина кистью флейц/резиновым шпателем/ пластиковой карточкой. На большой формат рекомендую карточкой наносить второй слой. Третий и четвертый лично мне удобно кистью наносить желатиновый клей.

Готовый клей желатиновый можно хранить в холодильнике, но не более 24 часов, если он храниться дольше, нужно утилизировать. Использование несвежего желатинового клея является технологическим нарушением. Если клей постоит в холодильнике, он сильнее загустеет, его нужно будет перед применением размять в таре рукой и рукой наносить на холст, снять излишки резиновым шпателем, линейкой или карточкой.

-16

Третий слой проклейки нанесён, ждём 12 часов ( минимум часов), после высыхания проклейки холст необходимо зашкурить наждачной бумагой " нулёвкой". Наждачная бумага продается в строительных товарах.

Вот так нужно держать в руке наждачную бумагу.
Вот так нужно держать в руке наждачную бумагу.

Аккуратно мягкими движениями зашкуриваем холст, равномерно проходя по всей поверхности, не пережимаем, не надавливаем сильно, не зашкуриваем до дыр.

-18

4 слой. Наносим последний четвертый слой желатинового клея. Я проклейку делаю новую каждый раз. Желатин недорогой, это доступный материал, так что просто не нужно лениться, приготовить самостоятельно проклейку просто. Утром сделали, вечером уже можно наносить. Это удобно и в мастерской и дома.

-19

Последний слой проклейки не зашкуриваем, если потом будете грунтовать. Ну вот, друзья, холсты готовы, на них уже можно писать темперой, акрилом, пастелью, рисовать мягкими материалами( уголь, сангина, сепия, мел, сухая пастель).

Для работы маслом на холсте, темперой и акрилом пастозно нужно нанести поверх проклейки грунт в три слоя также флейц кистью, каждый слой зашкурить.

Для работы акрилом, темперой можно использовать готовый покупной акриловый грунт.

Маслом поверх акрила писать получится плохо, т.к. акрил втягивает масло из красок, красочный слой меняется при высыхании. Можно покрыть акриловым лаком холст поверх акрилового грунта, тогда не будет так сильно " тянуть" холст. Ещё вариант на акриловым грунте делать подмалевок темперой, покрывать " "двойником"( лак, пинен) и писать поверх маслом. Но это не проверено и не технологично, друзья. Лучше загрунтовать холсты меловым( клеевым), маслянным, полумаслянным или эмульсионным грунтом, приготовленным технологически верно и самостоятельно.

Подробнее о грунтах напишу в других публикациях.

Буду рада вашим комментариям, хорошим отзывам и если информация оказалась полезной.

Видео о проклейке и грунтовке холста

Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайк!

Приобрести мои картины с доставкой по России и СНГ можно на " Ярмарке мастеров" по ссылке https://www.livemaster.ru/nastyail