Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

7 песен из советских кинофильмов в исполнении Андрея Миронова

Оглавление

В советское время в женский праздник 8 марта по телевидению частенько показывали концерты народного артиста РСФСР Андрея Миронова. Зрителям эта праздничная дата запомнилась, в том числе, и как день рождения обаятельного харизматичного актера, любимца женщин.

Известно, что на самом деле будущий артист появился на свет накануне праздника – 7 марта, за несколько месяцев до начала большой войны – в 1941 году. Международный женский день тогда в советской стране уже отмечали. Пишут, что родители специально решили оформить ребенка следующим днем, указав в документах 8 марта. Мать - актриса шутила, что её сын станет «подарком для всех женщин». Так и получилось.

Андрей Александрович Миронов снялся более чем в трех с половиной десятков фильмов, многие из которых имеют культовый статус, играл в театре, выступал на эстраде. Он был поющим актером, исполнял песни и выпускал пластинки, нередко пел с киноэкранов от лица своих героев. В преддверии праздника и дня рождения артиста я бы хотел вспомнить ту часть его исполнительского наследия, которая объединяет музыку и кино, а именно, любимые песни, прозвучавшие из его уст в советских кинофильмах.

Ранее на моём канале выходили публикации о песнях А. Зацепина и Л. Дербенева из фильмов Леонида Гайдая, а также о песнях на стихи Булата Окуджавы, прозвучавшие в кинофильмах. В первой рассматривалась песня «Остров невезения» из кинофильма «Бриллиантовая рука», во второй – композиция «Женюсь», прозвучавшая в фильме «Соломенная шляпа». Изюминкой этой композиции стало перечисление экзотических для русского уха женских имен в припеве:

"Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта"

Не упомянуть эти знаменитые песни, говоря о Миронове, невозможно, но, избегая повторов, подробно останавливаться на них не буду. Ссылки оставлю внизу, под текстом этой публикации. А сейчас вспомним другие известные песни из кинофильмов в исполнении Андрея Миронова.

Песни из кинофильма «12 стульев»

Образ Остапа Бендера – одна из самых известных киноролей Андрея Миронова. В этом фильме от лица своего героя он исполнил сразу несколько песен, которые прочно ассоциируются с ним и часто исполнялись на эстраде в отрыве от фильма, как самим Мироновым, так и другими исполнителями.

Классический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова в Советском Союзе в 70-х годах экранизировался дважды. Первым фильм «12 стульев» в 1971 году снял Леонид Гайдай, у которого Миронов ранее уже снимался в упомянутой выше «Бриллиантовой руке». Наш сегодняшний герой пробовался к Гайдаю на роль Бендера, однако в конечном итоге в фильме у Леонида Иовича эту роль сыграл Арчил Гомиашвили. Время Миронова воплотить этот образ придет пятью годами позже.

Фильм, который интересует нас, вышел в 1976 году. Снял его режиссер Марк Захаров, напарником Миронова, сыгравшим роль Кисы Воробьянинова стал Анатолий Папанов. Пишут, что он также пятью годами ранее пробовался на эту роль к Гайдаю, но не прошел отбор, в первом фильме она досталась Сергею Филиппову.

Андрей Миронов в роли Остапа Бендера
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера

Писать музыку к своему фильму Марк Анатольевич Захаров пригласил проверенного автора – Геннадия Гладкова, сотрудничество с которым началось ещё в начале 70-х со спектакля «Проснись и пой». Сложился режиссерско-композиторский тандем. Гладков для Захарова, как Зацепин для Гайдая, стал постоянным автором. Геннадий Игоревич написал музыку почти ко всем фильмам, снятым Захаровым.

Строки песен, прозвучавших из уст Андрея Миронова, написал прославленный бард Юлий Ким, сначала сочинялись стихи, а потом Гладков клал их на музыку.

-3
«Всегда с наслаждением жду всегда того момента, когда Гладков покажет мне музыку, которую он сочинил на мои стихи: как правило, всегда сначала работаю я, а уже потом он сочиняет мелодию»,

-говорил Ким о совместной работе.

Так получилось, что многие творения этих двух авторов стали ярчайшими образцами песенного репертуара Миронова и занимают почти всю сегодняшнюю подборку.

В картине «12 стульев» Андрей Миронов исполнил три композиции

Жестокое танго

Как и в первом фильме Леонида Гайдая, в саунд-треке «12 стульев» Марка Захарова и Геннадия Гладкова важное место занимала тема танго. В этой стилистике Захаровым и Кимом было написано две песни, обе они уступают по известности песне Александра Зацепина «Где среди пампасов бегают бизоны» из фильма 1971 года с Арчилом Гомиашвили.

«Странствуя по свету словно птица», - по этой строчке вспоминается песня, известная под названиями «Жестокое танго» или «Танго любви». Она звучит в сцене танца Остапа Бендера с героиней Любови Полищук. В один момент Миронов-Бендер швыряет свою партнершу на пол. При съемках этого эпизода Полищук получила травму.

«Танго мечты» («Танго Рио»)

Мечты Остапа Бендера о далеких бразильских берегах и страстном городе Рио-де-Жанейро – один из лейтмотивов романа Ильфа и Петрова. Эта тема нашла отражение и в саунд-треке, в песне «Танго Рио».

«Марк Захаров, как правило, сам ставит условия. Впрочем, в картине «12 стульев» эти условия были очевидны. Несомненно, должна была прозвучать песня о Рио-де-Жанейро»,

- говорил Юлий Ким, воплотивший в стихах образ бразильского мегаполиса, воспетого Андреем Мироновым в образе Остапа Бендера.

Есть информация, что песен в стилистике танго в фильме планировалось аж целых 4, но две другие были «отбракованы» режиссером и композитором, и вместо них написали фокстрот. О нём и поговорим ниже.

Песня Остапа

Музыкальной «визиткой» захаровской версии «Двенадцати стульев» и одной из самых узнаваемых композиций в репертуаре Миронова стала «Песня Остапа» или «Белеет мой парус».

«Нет, я не плачу, и не рыдаю
На все вопросы я открыто отвечаю,
Пусть наша жизнь - игра, и кто тому виной,
Что я увлекся этою игрой».

Эти строки Юлия Кима не предназначались для песни к фильму, стихотворение было написано само по себе и имелось у барда в загашнике. В кино песня попала как раз по инициативе автора текста. Поэт счел свои стихи подходящим для музыки в стиле танго, а поскольку песни к фильму создавались в этом ключе, решил предложить свой готовый текст. Но композитор Гладков увидел песню иначе.

«Надоели все эти «танги». Давай я лучше напишу фокстрот», - решил Геннадий Игоревич.

Кима такое решение смутило: он переживал за «разборчивость» написанного им текста. Ритм фокстрота представлялся ему очень быстрым, соответственно, слова могли оказаться скомканы.

Сложной для исполнения счел эту песню и Андрей Миронов. Говорят, он даже покапризничал, что не вытянет тональность и попросил Гладкова её изменить. Композитор сделал вид что послушался, однако ничего менять не стал и не сказал об этом Миронову. Артист прекрасно справился с исполнением.

Вот так, в сомнениях и неожиданных решениях и рождаются «нетленки».

Один из авторов песни, прославленный бард Юлий Ким стал петь эту песню на своих выступлениях. Послушаем авторское исполнение

Песни из других кинофильмов

Ниже представлены ещё 4 песни из кинофильмов разных лет в исполнении Андрея Миронова.

«Песня о шпаге» (х.ф. «Достояние республики»)

«Достояние Республики» - двухсерийный приключенческий фильм Владимира Бычкова, показанный в апреле 1972 года. Андрей Миронов исполнил в нём роль учителя фехтования Шиловского. О чем же петь такому персонажу, как не о шпаге.

«Вжик, вжик, вжик - уноси готовенького, вжик, вжик, вжик - кто на новенького?», - прозвучало из уст актера.

Эта незатейливая на первый взгляд песня – творение известного авторского тандема, создавшего немало песен, считающихся детскими. Композитором фильма был Евгений Крылатов, «Шпагу» он написал на стихи своего частого соавтора - Юрия Энтина.

«Синема, синема»

«Синема, синема, симнема- от тебя без ума»,

- подпевают детские голоса герою Андрея Миронова в одном из эпизодов культового фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Фильм режиссера Аллы Суриковой по сценарию Эдуарда Акопова вышел на экраны в июне 1987 года. Главная роль мистера Джонни Феста стала последней работой Миронова в кино.

Песни к фильму создавал тот же авторский тандем, что и к «12 стульям» Захарова – композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким. «Синема» - также их творение. Всего в фильме звучит 5 песен, хотя написано их было больше, но некоторые не вошли в картину. Петь за кадром довелось Ларисе Долиной и Михаилу Боярскому. Финальную песню они исполняют все втроём, вместе с Мироновым.

Куплеты администратора («Бабочка», из. х.ф. «Обыкновенное чудо»)

Композитор Гладков, поэт Ким, режиссер Захаров и актер и исполнитель песен Миронов – после «12 стульев» эта четверка снова сошлась вместе в работе над фильмом «Обыкновенное чудо», который увидел свет в 1978 году.

Период работы над фильмом совпал с непростым этапом потерь и сложных жизненных обстоятельств в личной судьбе композитора Гладкова, только что ушел из жизни его отец.

«Предел моего самого „чёрного“ состояния был во время написания светлейшего произведения „Обыкновенное чудо“», - вспоминал об этом периоде Геннадий Гладков.

Сложно представить внутренние переживания композитора в тот момент, когда у него рождались мелодии для фильма, они были очень разными: и меланхоличными, и яркими, игривыми. Примером броского, водевильно-театрального номера в «Обыкновенном чуде» служит песня, с припевом про бабочку, которая «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк». Запомнившаяся по этой строчке композиция звучит из уст администратора, роль которого исполнил Андрей Миронов, отсюда и официальное название композиции – Куплеты администратора.

Примечательно, что именно фигура Миронова позволила состояться ярком эпизоду с исполнением песни в фильме. Дело в том, что она подверглась цензуре и её чуть было не вырезали по нравственным соображениям. Такое требование поступило к создателям фильма, но всеобщая любовь к актеру, распространявшаяся и на представителей чиновничества, помогла уладить этот момент.

«Прощальная песня» (х.ф. Обыкновенное чудо»)

Подборку завершает ещё одна песня Геннадия Гладкова и Юлия Кима, прозвучавшая в фильме «Обыкновенное чудо»:

«Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся легко»,

Композиция пропитана меланхолией и грустью, но эта грусть – светлая, и написана песня в мажоре, хотя изначально автор текста Ким задумывал её как минорный вальс. «Прощальная песня» и «Куплеты администратора» стали наиболее узнаваемыми в историческом масштабе, и часто звучат вне контекста этой картины в исполнении разных артистов. Среди актеров, задействованных в киноленте, Миронов был единственный, кто за своего персонажа пел сам. Остальным героям фильма голоса подарили профессиональные вокалисты – Леонид Серебренников и Лариса Долина.

Эпилог

Андрею Миронову на роду было написано стать актером: его мать увезли в родильный дом в буквальном смысле из театра, и на сцене он закончил свою жизнь. Актеру стало плохо во время спектакля. Он ушел в возрасте 47 лет, в 1987 году. В этом году, 12 августа исполнится 35 лет, как с нами нет Андрея Миронова, однако его образ и его голос остаются в памяти поколений и знакомы даже тем, кто родился после ухода актера из жизни. Лучезарность, артистизм и естественность, с которой актер воплощал очень разные, яркие и запоминающиеся образы, никого не оставляет равнодушным.

Спасибо, что дочитали до конца. Если Вам было интересно - поставьте лайк, подпишитесь на мой канал чтобы видеть новые публикации. В комментариях пишите, о каких песнях, исполнителях, коллективам вам бы хотелось прочитать в дальнейшем.

Слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны. До новых встреч на канале "Журнал МУЗилка".

О песнях в исполнении Андрея Миронова читайте также:

Поэт Булат Окуджава. 7 песен из кинофильмов, написанных разными композиторами - подробнее о песне "Женюсь".

Зацепин, Дербенев, Гайдай: Песни авторского тандема из фильмов комедиографа - подробнее о песне "Остров невезения",