Очень больная тема для тех, кто еще учится, а также для тех, кто уже окончил. И, к сожалению, для некоторых молодых людей ветеринария в России становится травмирующим психику опытом из-за несоответствия ожиданий с реальностью. Начнём с того, как примерно всё устроено. Рассказываю о своём опыте и том, что знаю по общению с коллегами.
Чтобы понять конкретную отрасль образования необходимо в начале разобрать всю систему в целом.
Высшее образование: поступление
То, что посещает одиннадцатиклассников в самых сладких снах и не даёт им покоя после ЕГЭ, ни в коем случае не заслуживает такого почитания и восхищения.
Начинается эта эпопея с судорожного наскребания необходимых баллов для бюджета. И тут может повезти, а может и нет. Смотря какой тебе попадётся вариант и какова сложность ЕГЭ в этом году (да, она отличается от года к году!). Например: в 2017 были очень сложные варианты экзамена по математике во время основной волны сдачи. Не пожалели те, кто специально его завалил, чтобы прийти на пересдачу - получили намного больше баллов.
Ладно, ЕГЭ можно сдать хорошо - нужно только натренироваться. А вот дальнейшее поступление: подача документов и ожидание того, что тебя кто-то с наибольшим баллом вытеснит из списка поступающих или не вытеснит... Это результат отсутствия нормального порядка. Абитуриенты подают заявления во множество мест и никак не могут определиться. Бегают со своими оригиналами документов до последней минуты (!). Иногда люди замечаю, что не поступают, только в последний день подачи оригиналов, ибо их вытеснил высокобалльник, бегавший до последнего именно так.
В последнее время вообще отменили 2 волны поступления. Сочувствую всем новоиспеченным абитуриентам, вам намного сложнее. К нам в ВУЗ вообще подскочили проходные баллы на бюджет до 260 (по 87 баллов по каждому предмету в среднем - кто уже сдавал ЕГЭ поймёт, что зачастую неподъёмное число).
Поверьте, обучаться платно в России вообще того НЕ СТОИТ. Читайте дальше, чтобы понять, почему.
Высшее образование: система (или ответ на вопрос, почему за это нельзя платить из своего кармана)
И вот после поступления уже студент сталкивается с рядом вещей, которые делают российское образование нерентабельным вообще.
Во-первых, преподаватели в 60% случаев - старая школа. Как и учебники, рекомендуемые и предлагаемые для освоения предметов. И это не вина самих преподавателей. Им не предоставляют свободы, их загоняют в жёсткие бюрократические рамки. Время на саморазвитие? Не, не слышал. Конечно, такие не все, что очень радует. Конкретно в моём случае было как раз всё хорошо. Знающие и уважаемые люди, делающие огромный вклад в развитие ВУЗа и студентов. Преподаватели - золотой стержень учреждения высшего образования. Но, к сожалению, ни сама страна в целом, ни администрация ВУЗов этого не понимает. Для них преподаватели - рабочие пчёлы, которые должны приносить прибыль. Чтобы вас окончательно шокировать: в нашем университете по новому договору трудоустройства преподаватели ОБЯЗАНЫ принести ВУЗу прибыль в размере 1.3 млн руб. Думаю, вы понимаете, что с их нагрузкой это невыполнимо. А еще они обязаны постоянно писать и публиковать статьи помимо учёбы (которые тоже стоят не хило, особенно статьи ВАК, Scopus и Web of Science, это 20+ тыс. руб. за одну публикацию). Эта бюрократическая машина убивает в нашей стране науку в лице именитых ученых на кафедрах. Больно на это смотреть, если честно.
Во-вторых, программа обучения - наглое копирование не самых лучших вариантов обучения в других учреждениях. Иногда и не копирка, но высосана из пальца - это уж точно. Скажите мне, зачем ветеринарному врачу радиобиология? В том виде, в котором ее преподавали мне - незачем. Просто чтобы набрать необходимый минимум экзаменов для специалиста. Послевкусие - так себе. Такое же негодование у нас вызвал экзамен по экономике (который запросто мог быть зачетом по своей степени важности, но нет). Также и на других направлениях подготовки. Очень частый вариант развития событий: из одного и того же предмета делают несколько: "Историческая грамматика", "Старославянский язык", "История русского литературного языка" и "Древнерусский язык" у филологов - один и тот же предмет под разными масками. Лишь бы набрать минимум и открыть направление подготовки! Стыд.
В-третьих, наше образование зарубежом - ничто. Не котируется. Простой сухой факт. Есть исключения, но это не те страны, в которые молодёжь наверняка хочет переехать.
В-четвёртых, модель образования у нас явно устарела. Нет ни факультативов, ни практики в достаточном количестве. Иногда присутствует иллюзия выбора: дисциплины по выбору. У нас это был один и тот же предмет под разными названиями. Чего стоит одна "Ветеринарная онкология" и "Онкология собак и кошек". Это очень смешно. Практики летом не хватает, а работать, совмещая с очным обучением невозможно не в ущерб собственному здоровью.
В-пятых, сама цена не соответствует качеству образованию. В некоторых случаях будешь окупать обучения лет 30 (профессия учителя, например). Извините, но около 300 тыс. руб. отдавать за то, что даже минимально не поспевает за ведущими ВУЗами мира? Нет уж.
Получаем то, что со всем этим сталкивается бедный первокурсник. И потихоньку осознание всех вышеперечисленных пунктов у него нарастает. Гнетущее чувство, если честно. О коррупции, маленьких стипендиях и злостных зазываниях на некоторые мероприятия уже вообще молчу.
И именно это - основа учебного процесса, ведь все эти факторы растягивают обучение студента.
Ветеринарный диссонанс
Учеба на вет. врача вообще загадочна. Есть множество ВУЗов, которые находятся под эгидой Министерства сельского хозяйства, именно они и готовят специалистов. О мелких домашних и экзотах никто лучше бы и не вспоминал - всё это можно будет изучить в достаточном количестве уже только работая непосредственно и повышая свою квалификацию на курсах.
У всех вузов разная программа. И почему-то одни не смотрят на более положительные примеры - зарубежные, а другие хоть как-то пытаются перенимать передовые зачатки разумного.
У нас в России основа: Скрябинка и Тимирязевка. Это два гиганта, первый из них - несомненный лидер в поставке ветеринарных кадров. Штампуют по 500 штук ежегодно. Кого? Предполагаю, что психически неполноценных работяг, готовых брать 2-3 круглосуточные смены подряд только ради всеобъемлющего улучшения навыков. Ибо с этим зачастую и сталкиваюсь в общении со студентами и уже практикующими врачами. Но я убеждена: нездоровый специалист не сможет нормально лечить.
И, как вы поняли, розовые очки у студентов-ветеринаров бьются осколками внутрь, о чём мы с вами и поговорим в следующей статье!