В русской истории до сих пор есть страницы, о которых не любят вспоминать. Причины забывчивости – отдельная история, но факт остается фактом – о том, что русская армия в августе 1900 года не только штурмовала, но и захватила Пекин, столицу соседней империи, в учебниках истории нет ни слова.
К концу девятнадцатого века в результате нескольких войн с Англией и Францией Китай превратился в полуколонию западных империй и Японии. Россия не отставала от прожорливых империалистов и активно принимала участие в драке за кусок пирога, так как имела свой интерес: по плану новая железная дорога, связывающая европейскую часть империи с Дальним Востоком, должна была пройти по территории северо-восточной части Китая – Маньчжурии. Также России очень хотелось получить в качестве базы Порт-Артур.
Кроме того, Китай сам по себе был экономически привлекательным для империалистов из разных стран – тогда политика не была ещё такой деликатной, как сегодня, и китайские сокровища беззастенчиво грабили все кому не лень. Вдобавок англичане подсадили местное население на опиум, обкуренными людьми управлять проще. К этому добавились христианские миссионеры, которые с помощью своей идеологии обрабатывали китайцев, чтобы таким образом облегчить западным империалистам закабаление населения.
Здравомыслящая часть китайского общества понимала, что так жить нельзя, и в 1898 году начались стихийные восстания крестьян против колонизаторов и местных коррумпированных властей. Восставших поддержали буддийские монахи. Примечательно, что стихийные бунты, вызванные больше экономическими проблемами, поддержала и какая-то часть китайской элиты.
Основным ядром движения был тайный союз «Ихэтуань» — «Отряды справедливости и гармонии (мира)». Или, по-другому, «Ихэцуань» — «Кулак во имя справедливости и мира». Это была мистически-религиозная организация, члены которой часто занимались традиционными китайскими боевыми искусствами. Поэтому их и назвали «боксёрами», а сопротивление иностранцам осталось в истории как восстание боксёров.
Китайская императрица Цыси долго металась, решая кого поддержать – то ли восставших подданных, то ли иностранцев. Сначала поддержав первых, она потом отказалась от них, приказав подавить восстание.
Весной 1900 года боксёры захватили большую часть Китая, в том числе и Маньчжурию. К русским они относились с особой несимпатией, считали, что те навсегда захватили Порт-Артур и понастроили на их территории железную дорогу, её они старались разрушить в первую очередь, и – разрушали.
В мае восставшие захватили уже Пекин, императрица на этот раз поддержала их. Но ситуация усугублялась тем, что боксёры осадили квартал города, где находились посольства, и таким образом заложниками восставших стали сотни иностранных лиц.
В ответ Англия, Германия, Франция, Италия, Австро-Венгрия, Россия, США и Япония организовали интервенцию и вскоре стали перебрасывать свои воинские силы на базы в Китае. К этому процессу подключилась и Россия. После нескольких боёв русская армия, разгромив китайскую, подошла к Пекину. Затем подтянулись и немецкие, и американские, и японские войска. По численности русские войска превосходили остальные – семь тысяч сибирских стрелков. Что характерно, именно они и взяли Пекин, который защищало восемьдесят тысяч китайцев.
После взятия китайская столица была разграблена. По воспоминаниям очевидцев, особенно отличились немцы и японцы. Русские, правда, не отставили от них, им достался лакомый кусочек – императорский дворец. Через несколько дней в награбленном добре был найден и важный документ – мирный договор между Китаем и Россией, заключённый за шесть лет до событий. По воспоминаниям премьер-министра царского правительства Сергея Витте, договор потом вернули императрице.