Найти тему
Романтика окраин

Краски золотой осени на трамвайной линии в Сокольниках. Часть 1-я

Приветствую вас, друзья!

Сегодня, когда зима немножко вернулась к нам, затмив робкое дыхание весны, решил, что было бы неплохо окунуться в золотую осень. В начале октября, когда стояли тёплые погожие дни, а листва на деревьях сводила с ума буйством своих оттенков, мы со старым другом решили прогуляться в Сокольники, и отснять местную трамвайную линию и окружающее великолепие пылающей яркими красками природы. Единственной ложкой дёгтя в бочке с мёдом было то, что тогда из-за многочисленных ремонтов трамвайных путей машин на улицах было меньше, чем обычно, но я считаю, что прогулка в любом случае удалась и сегодня хочу поделиться ею с вами, а заодно занести себе в актив ещё одну отснятую трамвайную линию. Поход получился довольно большой, поэтому делю его на две части и сегодня часть 1-я. А теперь поехали! Точнее пошли.

1. Начнём нашу прогулку с кольца «Сокольническая застава», расположенного рядом с одноимённой площадью и станцией метро «Сокольники». Кажется, это была последняя Татра, которую я снял в 2021-м году. Вскоре после этой прогулки я заболел, а когда выздоровел, то мне было несколько не до трамваев, много дел скопилось, а в ноябре Татры сняли с пассажирской эксплуатации на московских маршрутах. Собственно здесь они ходили только на 45-м маршруте, а наш путь лежал в противоположную сторону от него.

2. В 1875-м году в район Сокольнической (тогда Сокольничьей) заставы пришла линия конки, связав это место массовых гуляний с центром города и вокзалами. Это была так называемая Сретенско-Сокольничья (Сокольники - Рязанский вокзал - Сухарева башня - Сретенка - Ильинские ворота) линия протяженностью 6,51 км. В 80-х годах XIX века от Сокольников была построена линия конки в дачное село Богородское (село Богородское - Сокольники - Рязанский вокзал - Земляной вал - Ильинские ворота) протяженностью 9,88 км. В феврале 1905-го года линию конки по Краснопрудной улице и Стромынке меняет электрический трамвай, линия по Стромынке продлевается в сторону Преображенки до Боевской богадельни. Тогда же появляется кольцо Сокольническая (тогда Сокольничья) застава. Оно располагалось чуть западнее нынешнего. Линия же в Богородское до 1912-го года оставалась конной.

Действующая трасса по 2-му Полевому переулку и существующее трамвайное кольцо у заставы были открыты весной 1953 года. А сам район, который на протяжении десятилетий сохранял свой дачный и патриархальный облик, в 1970-90-х годах был подвергнут безжалостной реконструкции, и к настоящему времени от старых Сокольников практически ничего не осталось. Нынешнее кольцо является одним из двух в Москве, где движение осуществляется по часовой стрелке (другое находится на 3-й Владимирской улице). Сейчас на кольце оборачиваются маршруты № 25 — Сокольническая застава – Останкино и № 45 — Сокольническая застава – Новоконная площадь. Также транзитом кольцо проследуют маршруты (в зависимости от направления) № 4п (правый) и № 4л (левый), которые следуют до метро «Бульвар Рокоссовского» в разных направлениях. На кольце два приёмно-отправных пути: левый (внешний) используется маршрутом № 25, правый (внутренний) — маршрутом 45. Но бывают и исключения (как на 1-й фотографии).

Слева в кадре - расположенный внутри кольца Дом молодёжи «Сокольники». Он был построен в 1912-м году как театр-варьете «Тиволи». Здесь, как писали журналисты того времени, «буквально царила музыка». Частыми гостями театра «Тиволи» были артисты МХТ и Малого театра. Здание дважды перестраивалось — в 1926 г. и в 1970-е гг. Позже здесь располагались кинотеатр «Луч» и Сокольнический райком ВЛКСМ. В кинотеатре 7 ноября 1920 г. выступал Ленин в связи с третьей годовщиной Октябрьской революции. В январе 1987 г. в здании был организован Университет марксизма-ленинизма. После августовского путча 1991 г. здесь разместилась Московская городская биржа труда. Одно из немногих зданий, которые сохранились здесь со времён старых Сокольников.

-2

3. В 1906-1907 гг. кольцо являлось конечной для маршрута № 5, который вначале ходил до Сухаревской площади, затем был продлён до Лубянской, а затем и вовсе до Арбатских ворот. В 1908-м году его перенесли на Стромынку и продлили до Преображенской заставы. О дальнейших перипетиях его судьбы можно узнать здесь. В 1907-м году сюда приходит маршрут № 6 (Петровский парк - Сокольническая застава), который просуществует здесь (с коротким перерывом в 1919-м году) до 1929-го года, будет отменён, а в 1931-м возрождён уже до Преображенки. Более подробно о нём можно почитать здесь. Также до 1912-го года здесь была конечная конки до Богородского.

В 1909-м году здесь появляется маршрут № 10 (Сокольническая застава - Серпуховская площадь), который в 1910-м переносится к Преображенке, но уже в 1911-м возвращается с продлением до Калужской площади. С некоторыми перерывами он просуществует до 1919-го года, а позже будет возрождён уже до Преображенки (подробнее
здесь). В 1912-м году с переводом линии в Богородское на электрическую тягу здесь появляется маршрут № 20 (Сокольническая застава - Богородское). В 1929-м он будет продлён до Таганской площади, а в 1933-м до Угрешки, но сокращён до Сокольников, которые вновь станут для него из транзитной остановки конечной. Но уже в 1934-м он будет сокращён и более сюда не вернётся (подробнее здесь).

Некоторое время (1913-1914 гг. и 1916-1919 гг.) здесь также была конечная маршрута № 29, который затем сюда более не возвращался (подробнее
здесь). В 1919-м здесь появляется маршрут № 4 (предтеча нынешних 4п и 4л), только тогда он связывал Сокольники с Дорогомиловской заставой. С тех пор он многократно менял свои конечные, но в итоге так и остался в этих краях, став с 1992-го года кольцевым (более подробно здесь).

-3

4. В 1937-м году кольцо становится конечной для маршрута № 8 (Сокольническая застава - Метрогородок). В таком виде маршрут просуществует до 1956-го года, когда будет отменён, а затем возрождён уже в другом месте (более подробно здесь). Также с 1937-го до 1956-й год здесь существовал маршрут СК (Сокольническое кольцо), в разное время менявшийся, но неизменно имевший конечную здесь (более подробно тут). В 1944-м году в Сокольниках появляется маршрут № 45 до Новоконной площади, который ходит и по сей день (подробнее здесь).

С 1954-го по 1957-й Сокольническая застава становится конечной для маршрута № 43, который, впрочем, ранее проследовал здесь транзитом в Богородское. Затем он был переведён к метро «Семёновская» (подробнее
тут). В 1960-м сюда приходит маршрут № 13, который стал ходить сначала до Метрогородка, а затем, с 1964-го года до Детского санатория и этим маршрутом он проходит до 2015-го, когда его переведут на Стромынку и Русаковскую и продлят до кольца «Каланчёвская» (подробнее здесь).

В 2005-м году здесь появляется маршрут № 7к (Сокольническая застава - улица Подбельского), в 2007-м его перенумеровывают в 33-й. В таком виде он просуществует до 11 сентября 2017-го года, когда будет отменён (подробнее
здесь). В феврале 2015-го с закрытием на реконструкцию станции метро «Бауманская», был введён временный маршрут Б Курский вокзал - Сокольническая застава мимо закрытой станции метро. Но в итоге временное стало постоянным и маршрут Б, спустя более, чем полвека вновь бороздил московские улицы до 27.08.2021, когда закрыли на реконструкцию Сыромятнический тоннель. Ну и, наконец, последним из существующих маршрутов с 1 сентября 2013 года здесь был введён 25-й, который стал своего рода реинкарнацией маршрута № 10, действовавшему на этой линии до 1972-го года (перипетии истории 25-го маршрута можно изучить здесь).

-4

5. Трамвай 25-го маршрута как раз заходит на кольцо со стороны улицы Олений Вал, куда мы сейчас направимся.

-5

6. 2-й Полевой переулок. Прямо с кольца линия идёт к треугольнику путей на Стромынке. Через неё проходят транзитом кольцо трамваи 4п и 4л.

-6

7. Начало улицы Олений Вал. Улица возникла на участке Камер-Коллежского вала, примыкавшем к Оленьей роще. До 7 июня 1922 года носила название Олений Камер-Коллежский Вал.

-7

8. Как я уже упоминал выше, линия конно-железной дороги Богородское была построена в восьмидесятых годах XIX века, а в 1912 году на смену конке пришёл электрический трамвай. Но тогда линия пролегала по идущему параллельно Богородскому шоссе, где со временем многократно вырос трафик. И тогда, в 1952 году было начато сооружение обхода, чтобы разгрузить Богородское шоссе от трамваев. 24 мая 1953 года обходная линия была пущена по улицам Олений вал, Большой Оленьей и Большой Ширяевской. Тогда же было введено в строй и существующее кольцо. Трамвайная линия по всем упомянутым улицам идёт по выделенке.

-8

9. Взгляд назад. 25-й поворачивает на Олений Вал.

-9

10. Сооружение выделенки положительно сказалось не только на движению по Богородскому шоссе, но и сделало трамвайную линию более уютной и привлекательной. Вся линия пролегает на лоне природы и ехать по ней (а также и гулять) одно удовольствие.

-10

11.

-11

12. Следует отметить тот факт, что улица Олений Вал не вполне сквозная. Она пролегает от площади Сокольническая Застава до Русаковской набережной, проходя мимо Егерского пруда до улицы Короленко и далее. Но упирается она в улицу Короленко в одном месте, а продолжается за ней несколько в другом. Нумерация домов по улица хаотична. Впрочем, домов мы с вами почти не увидим.

-12

13. Трамвай маршрута 4 (правый).

-13

14. Остановка «Охотничья улица».

-14

15. Взгляд назад. Трамвай разметает осеннюю листву.

-15

16. Охотничья улица получила своё название в 1913 году по располагавшейся здесь в XVII веке слободе царских ловчих (охотников).

-16

17. Улица Олений Вал за Охотничьей уходит вправо, а мы идём вдоль Богородского шоссе. Шикарный дуб.

-17

18. Перекрёсток с улицей Короленко. Улица была образована в 1925 году из бывшей Ермаковской улицы и Пеликановского шоссе. Названа в честь писателя, публициста и общественного деятеля Владимира Короленко. До этого часть улицы — Ермаковская — носила имя фабриканта-благотворителя Флора Яковлевича Ермакова, на средства которого был построен дом призрения, ставший позднее больницей имени В. Г. Короленко.

-18

19.

-19

20. Остановка «Улица Короленко».

-20

21. Далее трамвай вновь уходит в сторону от исторической трассы по Богородскому шоссе и ныряет в природную зону.

-21

22. Очень живописная кривая. Здесь по какой-то причине пришлось дежурить в ожидании трамваев около получаса.

-22

23. Наконец, со стороны Останкино прикатил красавец-Витязь.

-23

24.

-24

25. Вышли на Большую Оленью улицу. Здесь я решил сделать маленькое лирическое отступление и показать окрестные осенние красоты. Верхний Олений (также Верхний Лебяжий) пруд - один из пяти Оленьих прудов, которые расположены в пойме маловодного Оленьего ручья. На Верхнем пруду есть островок. Сам водоем довольно сильно зарос. Лебяжий – альтернативное название, отображаемое на некоторых картах. Здесь жил и был убит лебедь Борька.

-25

26. Пруды сообщаются между собой верховыми переливами. Общая площадь прудов 3,7 га. Средняя глубина 2,5 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод, а также из водопровода. Берега пологие, укреплены железобетонными плитами. Дно песчаное. Используются для купания и отдыха. Название Оленьи пруды происходит от гидронима Олений ручей; оба связаны с местами, где устраивались царские охоты при царе Алексее Михайловиче.

-26

27. А вот расположенный с противоположной стороны трамвайной линии Большой Олений пруд. Очень красивое место.

-27

28. Золотая осень это прекрасно!

-28

29. Возвращаемся на линию.

-29

30. Остановка «Майский просек» (по требованию).

-30

31.

-31

32. Взгляд назад. Трамваи у остановки «Майский просек».

-32

33.

-33

34. Остановка «Большая Оленья улица», она расположена на перекрёстке с Большой Ширяевской улицей и Малым Оленьим переулком.

-34

35. Ещё один общий вид Большой Оленьей улицы.

-35

И на этом на сегодня всё. Впрочем, самое красивое, пожалуй, ждёт нас с вами в следующей части. Но, тем не менее, надеюсь, что и эта вам понравилось. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

#москва #транспорт #трамвай #сокольники #свао #вао #история #прогулки по москве #городская среда #история москвы