Роман «Сто лет одиночества» является причудливой, несколько мистической сагой о жизни одной большой семьи. Где во вполне реалистичное повествование постоянно вплетаются волшебные, необъяснимые события, которые, тем не менее, не кажутся их участникам чем-то странным.
Почти все события книги происходят в вымышленном городке Макондо, но имеют непосредственное отношение к историческим событиям в Колумбии. Основной мыслью романа является идея завершенности жизненного цикла греха, как в истории большой семьи, так и целого мира. Сто лет – это почти непреодолимая бесконечность для человека и одновременно всего лишь маленькая вечность в истории человечества. Иногда, бывает интересно, сопоставить жизнь длиною в век с одним, мимолетным перемещением камушка по нитке нефритовых четок. Мир цикличен до бесконечности. Когда пальцы рук коснутся следующего камушка – начнется отчет новой вечности бытия . . .
Еще в книге, как видно из ее названия, поднимается тема одиночества. Оно приходит как наказание за грех, а смерть всего лишь заканчивает его. Поэтому и происходит вырождение как в большой семье, так и в целом царстве-государстве.
Роман начинается с воспоминаний о прошлом. Это самая настоящая стихия. Прошлое, тогда обретает свою магическую силу, когда перемалывается нашей памятью: «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндия, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед».
Подобно плетням плетистой розы, судьбы носителей фамилии Буэндия тесно переплетаются с историей Макондо. Вместе с другими семьями, им предстоит пережить бурное развитие и расцвет, гражданскую войну и восстания, а затем полный упадок городка. На протяжении всех ста лет клан Буэндия будет порождать святых и грешников, революционеров и лихих авантюристов, а также женщин, слишком прекрасных для обычной жизни. В нем будут кипеть необычайные страсти, и происходить совершенно невероятные события. Однако в семейной жизни этих людей никогда не будет гармонии и всепрощения. Поэтому красной нитью сквозь произведение проходит тема одиночества и бессмысленности существования, на которое обречены все поколения этой семьи, из-за их неспособности любить своих близких. Причем одиночества не внешнего, а внутреннего, душевного. Это подчеркивается также повторением из поколения в поколение одних и тех же имен, которые присваивались членам семьи Буэндия. Словно река времени в роду Буэндия текла по замкнутому кругу. Маркес сделал это неслучайно, он хотел обратить внимание читателей на фатальность бытия: «история этой семьи представляет собою цепь неминуемых повторений, вращающееся колесо, которое продолжало бы крутиться до бесконечности, если бы не все увеличивающийся и необратимый износ оси». Тема одиночества очень глубока, и полностью её объять не возможно. Но при всех разностях судеб последующих друг за другом Аурелиан, Хосе Аркадио, конечно же - Амарант, лишь одиночество будет роднить этих на первый взгляд близких друг другу людей.
Роль ангела-хранителя одиночества в семейном клане Буэндия играет цыган Мелькиадес, зримо или не зримо присутствующий на протяжении всех глав романа.
В первый раз он появляется в самом начале повествования: «Каждый год в марте месяце у околицы селения раскидывало свои шатры оборванное цыганское племя и под визг свистулек и звон тамбуринов знакомило жителей Макондо с последними изобретениями ученых мужей». Их вожак: «Дородный цыган с дремучей бородой и худыми пальцами, скрюченными, словно птичья лапка, назвавший себя Мелькиадесом», поражает основателя Макондо - Хосе Аркадио Буэндия своей великой мудростью и знакомит его с разными «чудесными изобретениями». Такими как: «восьмое чудо света, созданное алхимиками Македонии», если кто-то сразу не понял, то это - магнит.
«Хосе Аркадио Буэндия, чье могучее воображение всегда увлекало его не только за ту грань, перед которой останавливается созидательный гений природы, но и дальше — за пределы чудес и волшебства, решил, что бесполезное пока научное открытие можно было бы приспособить для извлечения золота из недр земли». И пока основатель Макондо не потеряет интерес к этой сумасбродной затее, он будет изводить себя лихорадочной работой своего воспаленного воображения.
От Мелькиадеса Хосе Аркадио Буэндия узнает и секреты алхимии, все более заражаясь страстью к познанию мира и поиску философского камня. Это придает новый импульс в ход жизни рода Буэндия. И на момент первой смерти цыгана, сын Хосе Аркадио, будущий полковник Аурелиано Буэндия уже помогает ему в лаборатории, так же сильно захлестнутый лихорадкой алхимических опытов, как и отец.
Весть о смерти Мелькиадеса приходит к Хосе Аркадио Буэндия, когда он приводит своих сыновей познакомиться с ученым цыганом во время очередного визита его табора в Макондо. И основатель рода Буэндия оплакивает Мелькиадеса, как родного брата.
Второй раз Мелькиадес приходит в мир живых, вызванный из царства мертвых тоской. Это происходит, когда Макондо погружен в эпидемию амнезии, вызванной бесконечной бессонницей. К этому моменту люди уже не помнят и не узнают друг друга, каждый отрезан от других и живет в своем собственном призрачном мире. Мелькиадес возвращает городку память и окончательно поселяется в доме Буэндия. В своей комнате, он начинает составлять загадочные манускрипты, как покажет время, в них будет предсказана печальная история рода Буэндия. В качестве эпиграфа к своим пергаментам, Мелькиадес напишет следующие слова: «Первый в роду будет к дереву привязан, последнего в роду съедят муравьи».
Если применить это предсказание ко всему человечеству, то его можно трактовать следующим образом. Первый человек был "привязан" к дереву познания добра и зла и вкусил с него запретный плод. А последний из людей погибнет после ядерного апокалипсиса от радиации или рук мутантов. Как это описано в романах Дмитрия Глуховского о «Метро», в которых судьба человечества висит на волоске.
В третий раз Мелькиадес появляется в доме Буэндия, когда Аурелиано Вавилонья, принадлежащий к шестому, предпоследнему поколению семьи, взамен насильственного затворничества, выбирает для себя затворничество добровольное. Юноша немедленно узнает цыгана, хотя никогда его раньше не видел. Именно тогда Мелькиадес начинает помогать Аурелиано, расшифровывать пергаменты, тайну которых он отказывался открыть предыдущим поколениям Буэндия. Но по мере того, как любовь захватывает Аурелиано и Амаранту-Урсулу, Мелькиадес начинает таять и, наконец, исчезает в третий и последний раз. Это можно объяснить тем, что Мелькиадес и есть Одиночество. Он приходит к тем, кто не может заполнить свою жизнь повседневной суетой, – и уходит от них, когда суете удается проникнуть в их души.
После смерти Амаранты-Урсулы молодой человек быстро вспоминает о манускриптах цыгана и оказывается, что теперь он способен читать их с листа. Пергаменты Мелькиадеса рассказывают Аурелиано Вавилонья историю рода Буэндия – и эта история заканчивается, как только Аурелиано прочитывает последний лист...
Мир, в котором разворачивается действие романа «Сто лет одиночества», сложный и неоднородный. Маркес не делит своих героев на плохих и хороших. У каждого из них свой путь, и в этой толпе поколений никак не перепутать одного героя с другим. Через неповторимые судьбы этих людей роман позволяет каждому читателю посмотреть со стороны на свой внутренний и внешний мир. А также, перенестись хотя бы в воспоминаниях на берег волшебной реки своей молодости, где когда-то шумя, проносились мимо прозрачные воды «по ложу из белых отполированных камней, огромных, как доисторические яйца».
Габриэль Гарсиа Маркес закончил свою книгу в 1967-м, её перевели на русский в 1971-м. Роман принес автору Нобелевскую премию в 1982-м. В книге писателя-международника Сергея Маркова: «Гарсиа Маркес», вышедшей в популярной серии: «Жизнь замечательных людей», написаны следующие строки:
«Читателей Советского Союза страсть к творчеству неизвестного до того латиноамериканца обуяла тотчас после публикации романа на русском. Тираж сразу расхватали, книгу достать было невозможно, её давали почитать «на одну ночь» . . .
А поскольку советский народ был самым читающим в мире, прочитали роман "Сто лет одиночества" рекордное количество человек. Однажды, направляясь за город, я в сквере, трамвае, на эскалаторе, в вагоне метро, на площади трёх вокзалов, в электричке насчитал шестьдесят шесть мужчин и женщин, читающих "Сто лет одиночества"!».
Пропустить мимо себя роман, написанный в жанре магического реализма, советские люди просто не могли себе позволить. Особенно если в нем кипят необычайные страсти и происходят невероятные события, сквозь которые проступает подлинная история Латинской Америки...
«Жанр магического реализма напоминает сон, когда читатель не понимает, что спит, и совершенно спокойно относится к невероятным вещам, воспринимая их в бытовом контексте происходящего». Где-то во второй половине книги одна героиня – Ремедиос Прекрасная, молодая дева не от мира сего, выходит в сад снимать постиранные простыни с веревки и возносится на небеса прямо с этими простынями. Другая героиня – Фернанда дель Карпио, железной рукой управляющая делами семьи Буэндия, которой, собственно и принадлежали улетевшие простыни, начинает ныть, что у нее забрали простыни, и идет в церковь молиться, чтобы Господь Бог вернул ей похищенное имущество. В самом деле, нетрудно представить себе живущую рядом с тобой соседку, которая при столкновении с каким-то настоящим и важным событием сосредоточится не на нем, а на своих драгоценных простынях. Поэтому этот мгновенный переход от волшебного к бытовухе не так-то оторван от реальности.
В романе «Сто лет одиночества», мистические события являются всего лишь фоном и служат для развития вполне реалистичного сюжетного повествования. Через другой сюжет магического реализма в романе показана смерть сына в материнских глазах. Хосе Аркадио, старший сын Хосе Аркадио Буэндия – основателя Макондо, унаследовавший от отца упрямство и импульсивность, загадочно погибает от огнестрельного ранения. «Это была, пожалуй, единственная тайна в Макондо, так и оставшаяся нераскрытой.
Как только Хосе Аркадио затворил за собой дверь спальни, в доме прогремел пистолетный выстрел. Из-под двери показалась струйка крови, пересекла гостиную, вытекла на улицу и двинулась вперед по неровным тротуарам, спускаясь по ступенькам, поднимаясь на приступки, пробежала вдоль всей улицы Турков, взяла направо, потом налево, свернула под прямым углом к дому Буэндия, протиснулась под закрытой дверью, обогнула гостиную, прижимаясь к стенам, чтобы не запачкать ковры, прошла через вторую гостиную, в столовой описала кривую возле обеденного стола, зазмеилась по галерее с бегониями, пробежала, незамеченная, под стулом Амаранты, которая учила арифметике Аурелиано Хосе, протекла по кладовой и появилась в кухне, где Урсула, замешивая тесто для хлеба, готовилась разбить тридцать шестое яйцо.
— Пресвятая Богородица! — вскрикнула Урсула.
И пошла по струйке крови в обратном направлении, чтобы узнать, откуда она появилась: пересекла кладовую, прошла через галерею с бегониями, где Аурелиано Хосе распевал, что три плюс три будет шесть, а шесть плюс три будет девять, пересекла столовую и гостиные и отправилась по улице все прямо и прямо, потом повернула за угол направо, а затем налево и вышла на улицу Турков; так и не заметив, что идет по городу в переднике и шлепанцах, она очутилась на городской площади, вошла в дом, где никогда раньше не бывала, толкнула дверь спальни, и от запаха жженого пороха у нее сперло дыхание, и она увидела сына, лежавшего на полу ничком поверх сапог — он уже успел их снять, — и увидела, что струйка крови, которая уже перестала течь, брала начало в его правом ухе».
Эти строки нужно понимать только сердцем, а не разумом. Материнское сердце не обманешь. Урсула сразу поняла, что эта кровь принадлежит её сыну.
Габриэль Гарсиа Маркес трижды приезжал в СССР, в последний раз в 1987 году на Московский кинофестиваль. На вопрос, заданный в 1979 году в редакции журнала «Латинская Америка»: «Во что вы верите: в магический реализм или в магию литературы?»
— Писатель ответил: «Я верю в магию реальной жизни».
Впервые Гарсиа Маркес посетил СССР в далеком 1957 году, во время Фестиваля молодёжи и студентов. И, не вполне легально - официального приглашения ему никто не оформлял. Но он умудрился в Лейпциге сесть на хвост землякам-колумбийцам из фольклорного ансамбля, поскольку сносно пел, играл на гитаре и барабанах, а также более чем хорошо танцевал. Впрочем, это уже совсем другая история . . .
Скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес 17 апреля 2014 года, на 87-м году жизни в своём доме в Мехико. Это был очень умный колумбиец. В качестве послесловия, можно вспомнить его слова о нашей стране, оказавшиеся пророческими, написанные им сразу после Фестиваля молодёжи и студентов в очерке-репортаже: "СССР – 22,4 млн. квадратных километров без единой рекламы кока-колы".
«Возможно, самой большой ошибкой Сталина было его желание во все соваться самому, вплоть до самых потаенных уголков личной жизни».
«В Советском Союзе не найдешь книг Франца Кафки. Говорят, это апостол пагубной метафизики. Однако, думаю, он смог бы стать лучшим биографом Сталина».
«Исчезновение классов — впечатляющая очевидность: все одинаковы, все в старой и плохо сшитой одежде и дурной обуви. Они не спешат и не суетятся, и кажется, все их время уходит на то, чтобы жить».
«Советская действительность становится понятнее, когда поймешь, что прогресс развивался здесь в обратном порядке».
«В тех случаях, когда мы оказывались втянутыми в гигантский механизм фестиваля, мы видели Советский Союз в его волнующей и колоссальной стихии. Но едва, подобно заблудшим овцам, попадали в круговорот чужой незнакомой жизни, обнаруживали страну, погрязшую в мелочном бюрократизме, растерянную, ошеломленную, с комплексом неполноценности перед Соединенными Штатами».
«Тому, кто видел скудные витрины московских магазинов, трудно поверить, что русские имеют атомное оружие».
«У меня профессиональный интерес к людям, и думаю, нигде не встретишь людей более интересных, чем в Советском Союзе».
«Это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей».
#аудиокниги на флешке 16 gb #габриэль гарсиа маркес #сто лет одиночества #магический реализм