***
Баба Аля, соседка, возилась у своих ворот с гусятами. Вокруг нее бегал трёхлетний внучонок Димка и пытался прутиком загнать несчастного гусенка в клетку.
- Димася, ну больно ж ему. Живой же он. Не бей так прутиком то своим.
- Ачему больно? Баба, я больно не делаю, я чуть-чуть.
- Неугомонный то ты какой! Вертишься как юла. Не успеваю ни за тобой, ни за гусями. Батарейки что ли у тебя стоят несгораемые.
- Какие батарейки? Чтобы я ходить мог? А ты? У тебя ножки, больные потому что батареек нет? Бабушкааа, а ты умеешь как юла?
Ленка наблюдала за ними со стороны. Она стояла рядом с палисадником, где раскинулась, поспевающие ветви ирги.
«Вкусно». – подумала Ленка, отправив горсть ягод в рот
- Баб Аль, привет! – Лена вышла из своего укрытия.
- Батюшки! Остэ Инмаре! Кин тон сыче?! Ленааа, ты какими судьбами то сюда вернулась?!
Баба Аля раскинулась на скамейке. Лена присела рядышком. Внучонок Димка убежал во двор, увидев старшую сестренку Свету.
- Я приехала. Домой хочу. Устала.
- Дай хоть обниму родную да окаянную. Пошаталась по свету. Чем занималась то, один бог знает. Знает да простит. Худющая то какая. Ногти то отрастила, губы поди накачала.
- Нееет. Не накачала. А что слухов полно да? – Ленка грустно улыбнулась.
- Так деревня же. Конечно. Тебя и в рабство брали, и проституцией ты занималась, и наркотой помышляла и в тюрьме сидела. – бабка Аля звонко рассмеялась. Лена тоже не смогла сдержать своего смеха.
- Да, а кто говорил салон у тебя свой. Красоты. Выучилась на парикмахера, сказали, да салон открыла в Екатеринбурге. Что, правда это?
- Правда, баба Аля, правда. Есть у меня салон. И не один. Есть парикмахерская, есть солярий. И работники есть. Работала я днями и ночами. Впахивала, как лошадь, чтобы заработать и не спиться совсем.
- Это ты молодец. Стержень есть все-таки в тебе. А Ванька то совсем пропащий уже. Жил он тут с одной бабой. Та еще пьянчуга. Че они только не вытворяли. Стыдно рассказывать.
- Да и не надо баб Аль. Я представляю.
- Ну да что приехала то?
- Отдохнуть.
- Так люди на югах отдыхают да заграницей, а ты обратно в свою трясину возвращаешься.
- Мне захотелось… Я понимаю что… В общем я хочу, дом выстроить, огород засадить, скотину кое какую завести, работников нанять. В мечтах у меня маленькое сельхозпредприятие. Может и Ванька зажжется этой идеей.
- Мдааа… Интересненько ты сейчас рассуждаешь, девочка моя. Мамку то видала?
- Звонила. Приедет, сказала. Туда уж не поехала я. Живет видимо с кем то. Фёдор.
- Фёдора знаем. Мужик хороший. Только не больно она сюда ездить то хочет. Да и зачем? На пьяные свинские рожи смотреть. Натерпелась она уже с них. Ты её не осуждай. У женщины должно быть счастье. Хоть капелька.
- Не осуждаю я, что вы! Рада за нее. Но и брата с папкой мне жалко. Душу рвут мне. Семья моя это. Такая, какая есть. Так долго стыдилась их. Так долго себя стыдилась. Так больно мне было. И даже сейчас, через 10 лет, все равно нет, да и нет, стыдно за них. И даже иногда стыдно, что я им родная.
- Не убежишь от себя, Лена, твоё это. Род твой, семья твоя. Надо учиться принимать и быть лучше и сильнее, укрепляться духом своим, сердцем.... – бабка Аля вздохнула, шмыгнула своим крупным носом и прислонила Ленку к своей груди - Не переживай, доченька, образуется все. Рада видеть тебя очень. В церковь то ходила?
- Ходила баб Аль.
- Ходи. Бог все видит, все твои слезинки и переживания. У самой то мужика нету видать да. Так и не вышла замуж.
- Да не до мужиков было мне.
- Ой, ну что ты! Тут каждый знает, что б…ть ты заправская!
-Баба Аля!!!
Обе громко рассмеялись.
- Я хотела попросить вас баню нам истопить. Папка с Ванькой баню на дрова пустили. Пусть тож помоются. Отмоются хоть. Может чуть-чуть. Вы попарите меня? Помните, как крапивой парили? И в травах купали?
-Да конечно, детка. Щас зятьку то нашему скажу, приготовит. Внучка то моя, на учебе. Повышение квалификации. Вот удивится, тебя увидит.
- Её сын?
- Её, её. Чей же еще. Серёжка то, как в армию ушел, так и по контракту остался. Приехать должен осенью. Отпуск у него. Может не уедешь, да свидитесь. Вместе ж росли все. Не женат парень.
Вместе… Лену снова захлестнули воспоминания. Вместе росли. Сережка влюблен в нее был. Бегал как щенок за ней. А что бегать? Он младше на 5 лет. Лена только в ответ смеялась, да над парнем издевалась. Заставляла реку в опасном течении переплыть, оседлать корову, даж как-то ляпнула, чтоб папоротник принес ей на Ивана Купалу. Дурак Сережка пошел ночью за реку. Ох, как бабка Аля выла, да Ленку материла. Побежала Ленка за ним, догнала. Не думала говорит, что он дурак такой, от любви свихнувшийся. В лицо кричала ему тогда Ленка: «Не тебя я люблю! Не тебя! И замуж не за тебя пойду!». Ничего тогда Сережка ей не ответил. 15 лет парню было. Не ответил ничего, но и больше старался с Леной не пересекаться, хоть и соседями были. А с Иришкой, его сестрой, Ленка дружила. Одноклассница её. Но как уехала Ленка в Екатеринбург даже не списывались. Лена оборвала все связи. Может и Ирина не хотела лезть к ней в душу больше.
- Ну что, окаянная. Приходите вечером с батей, да с Иваном. Истоплю вам баню. Веники приготовлю, напарю тебя. – бабка Аля улыбнулась
- Приду. Да только батя встанет ли. Притащу. Отмыть их надо. А тетя Аня где? Дядя Андрей?
- Так работают все. Анька продавщицей в Игру устроилась, Андрей в колхозе на тракторе так и работает. Летом, конечно, густо. А вот зимой пусто. Ну, можно дороги расчищать. Кстати с Алёшей работает, в подмастерьях Лёшка ходил у него. Тоже дурак, пьет все. Но работает, то не пьет видимо. Ой пойми этих мужиков, чего они в этой водке то находят?!
Сердце Ленки больно заныло. Бабка Аля поняла, что ляпнула совсем не то.
- Ой прости меня бабку то старую. Прости. Прости да не переживай. Ты смотри какая стала?! А он то че?! Яйца выеденного не стоит! Неужели убиваешься до сих пор, Лена! Мужиков вокруг столько! Да наш Сережка каким стал! Опрятный, статный, красивый! Целовать да любить! Фотокарточки хочешь покажу? Он Аньке то в телефон шлет, а Анька мне уж распечатала, чтоб я не скучала так по внучку своему. Хочешь покажу?
Ленка улыбнулась:
- Конечно покажете. Когда в баню придем, покажете. Я в магазин сейчас. У бати с Ванькой и мыши дома не кормлены, все пьяные валяются.
- Иди, иди девочка. Там Полина работает. Молодая девка, но смышлёная. Мне всегда ценники показывает ближе, не обсчитывает никогда. Добрая девка. Ты уезжала она маленькая еще была. А сейчас вымахала.
- Это у тети Нины дочка младшая? Полина… Полина
- Да, да у Нинки. Иди. Все подскажет тебе, а чего нет, так к нам закажет. Да ты на машине поди приехала? Если что и в район можно съездить.
- На машине, баб Аль, на машине. Но только не хочу сейчас за руль. Долго ехала.
- Иди, иди, я баню готовить буду.
Ленка двинулась в сторону магазина.