Найти тему
Малдер расскажет

Как и почему Виктор Беленко предал родину, угнав истребитель МиГ-25

Оглавление
- Не зная языка я купил и съел кошачий корм, но он всё равно показался мне вкуснее любой еды, что я ел в СССР, - вот что рассказал в одном интервью Виктор Беленко.

Наверное это самая неприятная и обсуждаемая история дезертирства военного летчика за всё время существования Советского союза. Пилот, укравший самый быстрый и секретный истребитель страны в 1976 году, навсегда вписал этот случай в историю, как самое вопиющее предательство родины.

О МиГ-25

В 1964 году, в разгар холодной войны, Советский Союз, который к этому времени добился заметных успехов в авиации, впервые поднял в воздух истребитель Микояна-Гуревича МиГ-25 или, как его назвали в НАТО, Foxbat (Летучая лисица).

Истребитель Микояна-Гуревича МиГ-25
Истребитель Микояна-Гуревича МиГ-25

Сверхзвуковой перехватчик был специально разработан для действий на больших высотах против бомбардировщиков и крылатых ракет при поддержке отечественных радиолокационных сетей. Он был построен в ответ на серию американских самолетов, способных летать в три раза быстрее скорости звука.

МиГ-25 имел два мощных турбореактивных двигателя Р-15 Туманского, которые позволяли ему развивать скорость до 3200 км/час и тяжелый стальной фюзеляж длиной 19,5 метров, где выделялись два больших крыла.

После 1970 года, когда МиГ-25 официально вступили в строй, американские спутники-шпионы, следившие за советскими аэродромами, уже обнаружили новый тип истребителя-перехватчика, который тайно испытывали Советы. Надо ли говорить, что он вызывал серьезное беспокойство у западных военных из-за особой характеристики: его большие трапециевидные крылья.

Истребитель Микояна-Гуревича МиГ-25
Истребитель Микояна-Гуревича МиГ-25

Эта деталь не осталась незамеченной, особенно если учесть, что большая площадь крыла может иметь решающее значение в боевом самолете - это облегчает набор высоты и уменьшает вес, распределяемый на крыло, что делает самолет более маневренным. Пентагон, к своему ужасу, понял, что МиГ-25 может быть быстрее любого их военного самолета, а перспектива столкнуться с этим советским истребителем в воздухе может закончиться плачевно.

Дезертир

Лейтенант Виктор Иванович Беленко, родившийся в 1947 году в горах Кавказа, на 1976 год был летчиком 513-го истребительного авиационного полка, входившего в состав ВВС СССР и служил на базе в дальневосточном селе Чугуевка (Приморский край).

Однако, несмотря на то, что он был преданным своему делу и профессиональным пилотом, лейтенант Беленко к тому времени был разочарован в своей жизни. Семья молодого отца трещала по швам, жена грозила ему разводом, непростой характер мешал в работы, а с другой стороны, он начал сомневаться в природе советского политического режима и размышлял, настолько ли враждебны Соединенные Штаты, как вещал коммунистический режим.

- Советская пропаганда того времени изображала Соединенные Штаты как прогнившее общество, которое рушится и загнивает. Но у меня в голове было много вопросов, - позже рассказывал Виктор Беленко журналу "Полный контекст" в 1996 году. - Я хотел на своем опыту убедиться так ли это и мне пришлось проявить изрядную смелость.
Удостоверение личности Виктора Ивановича Беленко
Удостоверение личности Виктора Ивановича Беленко

Беленко, как уже упоминалось, дислоцировался на авиабазе Чугуевка, недалеко от Владивостока, на самой восточной окраине Советского Союза. Зная, что новый МиГ-25 может летать быстро и высоко, хотя два его мощных двигателя потребляют много топлива, из-за чего он не смог бы долететь до Соединенных Штатов, летчик решил дезертировать на МиГ-25, совершив посадку в аэропорту на севере Японии, который находился всего в 644 километрах от его местоположения.

6 сентября 1976 года Виктор Беленко вылетел с аэродрома на выполнение учебного задания вместе с другими МиГ-25. Ни один из которых не был вооружен, хотя у них было достаточно много топлива. Внезапно один пилот нарушил строй и направил свой самолет в сторону Японии. Вскоре после этого, пролетев над Тихим океаном, Беленко появился над небом японского города Хакодате на острове Хоккайдо.

Виктор Беленко и МиГ-25 после посадки
Виктор Беленко и МиГ-25 после посадки

Лейтенант Беленко, благополучно приземлившись в конце японской взлетно-посадочной полосы, вышел из кабины самолета и произвел два предупредительных выстрела из своего пистолета.

Персонал аэропорта и несколько проезжавших мимо автомобилистов ошеломленно наблюдали небывалое зрелище: как советский летчик выходит из самого секретного летательного аппарата, который никто не видел вблизи ни в Японии, ни на Западе. На хвосте красовались красные звезды Советского Союза.

Через несколько минут официальные лица аэропорта Хакодате приблизились к пилоту и его впечатляющему самолету. В этот момент советский лейтенант официально заявил о своем желании получить политическое убежище.

Любопытные японцы осматривают МиГ-25
Любопытные японцы осматривают МиГ-25

Значение для США

Учитывая тесные отношения Японии и США, бегство лейтенанта Виктора Беленко дало спецслужбам Штатов прекрасную возможность внимательно изучить МиГ-25. Хотя вскоре они обнаружили, что на самом деле он не настолько страшен как они предполагали.

Стивен Тримбл, редактор специализированного журнала Flightglobal в США, писал, что:

- Североамериканцы переоценили возможности самолета, исходя из его внешнего вида, размеров крыльев и воздухозаборников. Они знали, что он будет очень быстрым и они думали, что он может быть очень универсальным и маневренным. Они были правы в первом, но ошибались во втором. Тем не менее, разбирая его и осматривая части, они могли точно понять, на что были способны советские изобретатели.

Выяснилось, что Беленко подготовился к дезертирству, захватив с собой руководство пилота для МиГ-25 и даже стал помогать с его переводом на английский язык, что значительно облегчило дела американских авиационных инженеров и пилотов, которые должны были оценить и проверить летно-технические характеристики самолета.

Беленко пожимает руки американским летчикам
Беленко пожимает руки американским летчикам

Роджер Коннор, глава отдела авиации в музее Смитсоновского института в Вашингтоне, добавил, что "при изучении МиГ-25, на котором прилетел лейтенант Беленко, американцы с облегчением поняли, что Советы не построили "суперистребитель", которого США так боялись".

Пентагон пришел к выводу, что его мощные двигатели требовали так много топлива, что он мог летать только на очень короткие расстояния. По их мнению МиГ-25 был не очень полезным истребителем. Он был дорогим в производстве, тяжелым и не особенно эффективным в бою.

В то же время они признавали, что самолет мог очень быстро взлетать и перемещаться на высокой скорости по прямой, чтобы запускать ракеты или делать фотографии. Так или иначе, угроза, исходящая от МиГ-25, заставила Соединенные Штаты приступить к масштабному проекту, который привел к созданию F-15 Eagle.

После тщательного анализа американцами, МиГ-25 был заново собран, погружен на корабль и отправлен в Советский Союз. Это произошло через 67 дней после дезертирства пилота. Однако японцы проявили "любезность" и взяли с СССР 40 000 долларов за транспортные расходы и "ущерб", причиненный приземлением Беленко в аэропорту Хакодате.

МиГ-25 сфотографированный в момент захода на посадку в Японии
МиГ-25 сфотографированный в момент захода на посадку в Японии

Последствия для СССР

Угон самолета стал серьезным ударом по репутации страны. Спустя 3 недели, 28 сентября, состоялась пресс-конференция, где мачеха Беленко и его жена со слезами на глазах просили его вернуться домой. Они называли его "патриотом", "любящим сыном и отцом", а всё произошедшее "необдуманной ошибкой". Но Виктор не внял их просьбам и остался в Америке.

Виктор Беленко со своим ребенком (слева), жена и мачеха (справа)
Виктор Беленко со своим ребенком (слева), жена и мачеха (справа)

Несмотря на военную неудачу, вызванную дезертирством лейтенанта Беленко, ничто не мешало Советскому Союзу построить более 1200 МиГ-25 до 1984 года - самого престижного самолета для советских войск, называемого "вторым по скорости в мире".

Кроме того он станет одним из самых узнаваемых символов холодной войны. Конструкция МиГ-25 позже станет основой для МиГ-31, боевого самолета с улучшенными характеристиками и двигателями.

Причины побега

Как выяснилось, Беленко часто конфликтовал с начальством и был недоволен условиями службы из-за ненормированного распорядка. Хотя в его поведении не было ничего подозрительного: он не интересовался условиями жизни за границей и не вел никакой особой подготовки к побегу.

Только за 2 месяца до дезертирства, коллеги заметили нервозность в поведении Беленко, хотя все списывали это на долго ожидание присвоения ему звания капитана (по выслуге лет он и вправду должен был получить его более полугода назад).

Расследование пришло к выводу, что перегибы в действиях его руководства действительно имели место, но это больше было связано с его конфликтным характером.

Виктор Беленко
Виктор Беленко

Так или иначе, по прибытию в Японию, Беленко отказался общаться с советскими дипломатами, сказав лишь, что "сделал всё добровольно и ни о чем не жалеет". На него пытались воздействовать через семью, но это не возымело никакого эффекта. В интервью для New York Times он вообще сказал, что ненавидит жену, а с мачехой он имел прохладные отношения.

Дальнейшая судьба

Всего через 3 дня Беленко получил разрешение на проживание в США и получил там политическое убежище. В выдаче ему американского гражданства поучаствовал сам президент Джим Картер. А шефство над ним взял отставной полковник Джордж Уиш, с которым они быстро подружились.

В течении нескольких месяцев с ним почти круглосуточно работали агенты ЦРУ, которые хотели получить от него всю возможную информацию. Попутно они начали обучать его английской речи, чтобы он мог сотрудничать в более удобном формате, чему он был только рад.

Виктор Беленко в 2009 году
Виктор Беленко в 2009 году

Затем последовало сотрудничество с американским летчиками, после которого он удивлялся и восхищался продвинутости их тренажеров и теплыми отношениями между сослуживцами:

- Если бы в моём полку поглядели хоть пять минут на то, что я видел сегодня, началась бы революция.

Благодаря щедрой субсидии и пожизненному довольствию, которые позволила ему безбедно жить в течение всех следующих лет, мысли о возвращении в Советский Союз его не посещали. Дальше были многочисленные интервью, участие в рекламе, подарки и бонусы. Так, в 1977 году ему подарили ключи от новенького Dodge Charger.

Примерно такой Dodge Charger 1976 года подарили Беленко за предательство родины
Примерно такой Dodge Charger 1976 года подарили Беленко за предательство родины

Выступая в телепередачах, Беленко не уставал рассказывать о впечатлениях, которые он испытал, впервые посетив Америку. Больше всего Виктора удивляла доброта людей и американские супермаркеты. По словам летчика, его ошеломило "невероятное количество товаров" и отсутствие длинных очередей, в отличие от того, что он постоянно испытывал в тогдашнем Советском Союзе.

В последующие годы он стал авиационным инженером, читал лекции и консультировал ВВС США, а после выхода на пенсию поселится в штате Калифорния, где проживает в настоящее время.

В последнем интервью 2009 года Беленко рассказал, что любит ездить на рыбалку со своими друзьями из разведывательного управления и воздушных сил, с которыми он познакомился за время сотрудничества с властями США. Кроме того, он работает над своей автобиографией.