Поездки прекрасны тем, что возвращаемся мы из них совсем не теми, какими были при отъезде. Мысль не моя, но полностью созвучна ощущениям. Когда мы паковали чемоданы в южную сторону с целью отпраздновать там 23 февраля, настроение было отвратительное у всех. Муж был задавлен делами и проблемами, старший сын то и дело высказывался о бессмысленности жизни и о том, какие мы "не такие". Я втихомолку утирала слезы не в силах спокойно относиться к происходящему. Мы все устали от своих обязанностей и ещё больше - от постоянной московской серости.
Как только сели в машину и поехали, отпустили всё, что волновало дома. Я выезжала с твёрдой мыслью о том, что состояние сына нуждается в срочном вмешательстве специалистов. Мы и так были на консультации у лежащего врача накануне путешествия, и препарат был назначен для выравнивания настроения, и с психологом очень плотно работали. Но оставалось ощущение, что что-то не сделано или сделано не слишком верно. Ведь масштаб проблем и реакция на них моего ребёнка очень сильно не совпадали: видит муху, злится на слона. Это очень снижало качество жизни всей семьи.
Каково же было моё удивление, когда от взвинченного подростка через пару дней и 1600 км пути ничего не осталось. На юге я увидела спокойного, удивляющегося и радующегося парня, который не видит поводов для страданий. Даже один из назначенных препаратов отменила временно. Он кроме сонливости ничего не давал в тёплом климате под обильным солнцем. Не случайно, наверное, есть целые исследования, в которых утверждают, что жители южных регионов реже страдают от психических расстройств, чем жители северных. Чем дальше от тепла и света, тем чаще, соответственно. Татьяна Черниговская в этом аспекте в какой-то лекции приводила в качестве примера Достоевского. Мол, где ещё, как не в Питере с вечными дождями, серым низким небом и ветрами, было ему развиться как писателю.
В общем, мне казалось, что поездка пошла ребёнку только и исключительно на пользу. Новые впечатления "перезагрузили" мозг, дали пищу для размышлений и отвлекли от дурных мыслей. Но когда я то же самое озвучила врачу-психиатру, она меня реально "оглушила". Сказала, что правильно работающая психика может находить поводы для радости в обыденном. Каждый день для здорового человека чудо. И конфетка - счастье. И прочее обычное. А коли для радости сына нужны столь значительные усилия и перемены, это как раз должно настораживать. Это верный знак, что в процессах, отвечающих за эмоции, большие сбои. И радоваться от эффекта поездки нечего. Скоро пройдёт.
Так оно, наверное, и так. Видение предмета с разных сторон, что называется. Но у меня даже как-то руки опустились. Потому что это сродни обесцениванию. Если человеку стало легче и для этого не пришлось делать ничего плохого и противозаконного, то какая разница, сколько усилий приложено? Куда лучше в путешествие съездить, чем лишний препарат назначить.
Мы, родители, всегда ищем способы улучшить состояние детей. Вспоминается песня:
"Хочешь солнце вместо лампы?
Хочешь за окошком Альпы?"
Когда слушала её раньше и представляла, что это обращение певицы к возлюбленному, за душу не особо трогало. А когда поняла, что слова могут быть применены к ребёнку, просто накрыло. Это для меня теперь самая слезливая песня Земфиры)
А возвращаясь к оценке доктора, пришла к выводу, что мнение специалиста - вещь ценная, но не истина в последней инстанции. У всех перекосы случаются. И профессиональную деформацию никто не отменял. Потому в каких-то вещах буду полагаться только на своё сердце. Радость - категория субьективная. Чтобы её чувствовать и от неё хоть временно, но выздоравливать, специального образования не нужно.