Про историю писать в свете вышеуказанных событий дело неблагодарное, да и стрёмное. Ну Вас Дуньке в кику, право слово.
Про спорт...Не думаю что кому то интересно будет в свете доллара по 100 деревянных и слушать про особенности тренировок или выбора спортивной экипировки. При текущей обстановке и фитнес-клуб может стать роскошью. Посему временно переключусь на комментирование фильмов.
Сходил на премьеру фильма «Мистер Нокаут». Фильм российский, фамилия у режиссёра небезызвестная – Михалков, свет Артём Никитич. Граф он уже, или просто барин – не знаю. Лишний признак того, что гениальность у нас передаётся по наследству.
В роли Попенченко щекастый улыбчивый сибиряк Хориняк Виктор, запомнившийся нам по фильму «Последний богатырь». Фильм начинается с того что суворовец Попенченко не хочет участвовать в каком-то местечковом чемпионате по боксу и хочет вообще завязать со спортом. В итоге Попенченко выигрывает бой у сынка местного торгпреда на местечковом соревновании, который вроде как увёл у него девушку и талантливо решил его разозлить перед боем. Причём Попенченко выиграл через дикий моральный надрыв и обещания завязать с боксом, дескать ему не интересно. Мда, 20 минут картины, а днище уже пробито. Решили надругаться над памятью единственного боксёра выигравшего кубок Вэла Баркера? Ладно, тогда я разберу ваш фильм с особым цинизмом. Где моя смазка?!
Сперва надо немного поговорить о детстве Валерия Попенченко
. Родился Валерий в Москве, в Кунцево. А вот флэшбэки по фильму почему-то упоминают Ленинград, дескать его отец воевал на Ленинградском фронте, и сам Валера там же родился. После того как отец Валеры погиб на фронте, мать отдала сына в Ташкентское Суворовское училище. Суворовские училища изначально и создавались для детей, чьи родители погибли на войне. А вот дальше интересно. Долгое время официальная пропаганда и биографы утверждали, что его первым тренером стал офицер-воспитатель Матулевич-Ильичёв Юрий Болеславович, что в принципе частично отражено и в фильме.
А вот сейчас я покровы то сорву.
Перенесёмся лет на 30 назад. В Российскую Империю, уже вступившую в Первую Мировую, приехал американец Джексон Сидней. Джексон Сидней был профессиональным американским боксером, причём боксером мирового класса и хорошим тренером вдобавок. Он путешествовал по Империи и осел в Ташкенте. Шла война, потом настала революция, в итоге Джексон остался в России т.к. просто не смог, а может и не захотел, выехать в США. Джексон стал Сиднеем Львовичем и начал заниматься тем, что у него лучше всего получалось – учить людей боксу. Причём школа бокса была американской, профессиональной. Так в Ташкентский дворец пионеров к нему и попал суворовец Попенченко. Не верите? Окей, вот вам пруф
Надо сказать, что американская школа бокса кардинально отличалась от советской как техникой, так и образом обучения. Особенности советской школы бокса таковы:
- Унифицированное обучение всех новичков. Т.е. левшу ставили в правшу.
- Одинаковое положение рук относительно корпуса в стойке вне зависимости от индивидуальных особенностей антропометрии: левая впереди под 45°, правая прижата к подбородку, локтём прикрыта печень.
- Перемещение исключительно в т.н. «челноке». Т.е. перемещение вперёд-назад по одной линии. Стойка достаточно развернута боком к противнику. Вообще говоря, челнок – не скачки, чем грешат и грешили многие тренеры по боксу начиная с 80х годов СССР. Это смещение веса на переднюю и заднюю ноги попеременно – не более. Изначально задумка грамотная, но безбожно испохабленная. В целом скачки на челноке достаточно дурацкая и непродуктивная техника передвижения. Шаг-подшаг или «шаффл» куда менее энергозатратен и дает большую устойчивость для сборки кинематической цепи при ударе.
- Большой акцент в обучении приходится на так называемые джебы. Это незараженный прямой удар передней рукой. В 90% случаев это левая рука. Дословно джеб переводится как тычок
- 80% всех ударов – это одиночные, связки или серии прямых ударов.
- Нацеленность на победу по очкам.
- Практически не было постановки нокаутирующих ударов.
- Мало внимание уделялось работе на средней дистанции и в ближнем бою.
- Не было в начале т.н. «работы по этажам». Т.е. переводы с головы на корпус и с корпуса на голову.
Американская школа. Надо понимать, что базис — это экономика, а общественное создание – надстройка. Соответственно в стране, где в культ возведёно обогащение, индивидуальное преуспевание и жёсткая конкуренция, будет крайне развита психология индивидуализма. Так же надо понимать, что бокс в Штатах значительно позже стал любительским. Бокс в США был способом заработать денег, и далеко не всегда это были тысячные и миллионные гонорары соответственно задача -одержать безоговорочную победу нокаутами или техническими нокаутами. А в Союзе изначально была нацеленность на масс-спорт. Соответственно, и подготовка спортсменов в США значительно должна была отличаться от советской.
Итак, в чём сущность американской школы? Тренеры и спортивные менеджеры высматривали перспективных бойцов начиная с маленьких зальчиков. Понять есть ли смысл работать с бойцом исходя из его антропометрии, генетики, реакции можно в принципе за 4-5 месяцев регулярных тренировок. Далее толковый боец брался на карандаш менеджерами, и тренер с ним работал индивидуально, ведь потом на этом бойце можно заработать в промоушенах и тотализаторах! Т.е. левше не переделывали стойку, боец не был обязан держать леву руку на разведке, а правую у лица. Например филли-шелл:
От такой стойки и манеры защиты любой советский тренер-ортодокс поседел бы.
Далее ещё особенности американской школы:
- Постановка нокаутирующих ударов для досрочного завершения боя.
- Значительно уделялось внимание бою на ближней и средней дистанции, а значит в инструментарий боксера добавлялись удары куда более жёсткие чем джебы или редкие панчи: хуки, апперкоты, свинги.
- Перемещения шаг-подшаг.
- Нацеленность зажать противника в углу ринга.
- Защита не только перемещением или уклоном, но и жёсткие блоки руками.
- Связки или одиночные удары не доводились до некоего академического идеала. Цель была нокаут или нокдаун. Соответственно если ты не пропускаешь по кукухе и валишь противника эдакими корявыми свингами или кроссами (как многие современные ММАшники) то тренер не будет тебя переучивать.
- Более фронтальная стойка.
Можете думать, что хотите, йаростно строчить камменты, бежать за огнетушителем, но база у суворовца Попенченко была отнюдь не советская. Может за счёт американской базы кубок Вэла Баркера он и выиграл. Далее не стоит забывать, что физвоспитанию в суворовских училищах уделялось повышенное внимание. Валерий мало того, что закончил Суворовское с золотой медалью, он увлекался не только боксом: бег с барьерами, толкание ядра.
Стоп. Вот эти факторы так же в значительной мере стали слагаемыми его успеха. Как известно бег, да ещё с барьерами, развивает и выносливость, и значительную взрывную силу мышц ног. Толкание ядра в свою очередь развивает не только силу плечевого пояса и рук, но и учит собрать кинематическую цепь где вращательный импульс от бедра передаётся в плечо и руку. Т.е. взрывная сила развивается не хуже, чем от специализированных ОФП или железа. Именно отсюда произошли особенности Попенченко:
- Вес почти всегда на задней правой,
- Мощные силовые удары сбоку.
- Работа первым номером.
- Активная работа левой с финтами, обманками. Левая практически вытянута.
Ну вернёмся к первому бою из фильма. Спортсмены несовершеннолетние и без шлемов. Без шлемов, Карл! Взрослые любители до сих пор выступают в шлемах, а тут советские комсомольцы настолько суровы, что рубятся без шлемов. Ладно хоть каппы выдали. Далее показано как Валера браво ловит плюхи, заводится из-за насмешек тренера и сносит соперника мощным апперкотом. Сцена как в баянистом анекдоте про Рабиновича «Не сто рублей, а рубль и не выиграл, а проиграл». Давайте начнём с того, что без 5 минут выпускник Попенченко выиграл вовсе не местечковый чемпионат в Ташкенте, а первенство СССР среди юношей в Москве 1955 года! Т.е. по сути в 17 лет стал кандидатом в мастера спорта по боксу. Чуешь, аноним? Суворовское с золотой медалью и чемпион страны по боксу. А ты дальше мечтай стать блоггером. И всё это сопровождается флэшбэками о том, как бедного Валеру били злые уличные хулиганы до суворовского и как он скучал маленький по отцу. Дальше он задружился с тем самым пареньком, которого отправил в нокаут на турнире спустя 5 лет. Видимо, когда сценарист принёс первую версию фильма, режиссёр макнул перо в навоз и начертал резолюцию «Добавить романтики».
Комментировать сцену с ездой на мотоцикле, преследуемом Виллисом с монобровыми автохтонами даже не хочу. Отчётливый запах 90х в этой сцене сравним с напором ароматов привокзального нужника.
Продолжение следует! :-)