Ответ можно привести сразу – «беспорядочных и лукавых».
А вот, чтобы понять, что это за люди, и как они появляются – надо будет разбираться подробнее.
Давайте рассмотрим отрывок из послания апостола Павла, где говорится о таких людях:
«Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера.
Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого». 2 Фес. 1-3.
Обратите внимание на связь «лукавых» людей и «лукавого». Здесь не только семантическая связь в происхождении слов от одного корня.
Здесь явна духовная связь: лукавые люди имеют своим покровителем лукавого.
Таким именем Сам Господь наш Иисус Христос заклеймил дьявола в молитве «Отче наш».
От таких людей нужно не просто держаться подальше. Этого недостаточно.
Нужно еще и молиться, чтобы избавиться от них. Ибо нужна еще и божественная помощь в избавлении от них.
Ты можешь сам сторониться их, но они сами будут «лепиться» к тебе – и без Бога от них не избавишься.
Как же появляются такие люди?
Ответ – ясен: «ибо не во всех вера».
Значит, при отсутствии веры в душе человек становится «беспорядочен и лукав». Он по определению не может быть другим.
Причем, оба определения очень точны и последовательны.
Вера – это духовный стержень человека. Вынь его – и все рассыпается. А если ее не было изначально – то и не может собраться.
Как в детской игрушке – юле - все крепится на стержень, и без него ничего не будет «вращаться» - ибо все зависит от этого стержня.
Так и в человеке: вера, образующая в нем его духовный стержень, заставляет «вращаться» вокруг нее все его заботы, устремления, повседневные дела и будущие планы и мечты.
Итак, первое, чем характеризуется человек без веры – он является «беспорядочным».
Все его качества, среди которых есть и хорошие – не объединены вокруг его духовного «стержня», а валяются в общей куче.
Причем, так, что он сам в этой куче не может разобраться.
Что в ней главное, что второстепенное; чем можно пренебречь, и что искать в первую очередь; за что нужно бороться, чтобы его сохранить и развить и от чего нужно поскорее избавляться.
Человек роется в этой «куче», выхватывая из нее то одно, то другое, носясь то с одним, то с другим.
Но так и не может до конца жизни «дать ей ума». Он сам для себя остается этой бесформенной кучей и набором неопределенных качеств.
Он даже не может различить в ней хорошее от плохого, добро от зла. Потому что только вера дает четкий критерий отделения «зерен» от «плевел».
В противном случае человек – сам себе «критерий». И бывает так, что самые отвратительные человеческие качества он порой считает верхом совершенства.
Присмотритесь в этом плане к безверным людям – и несомненно в этом убедитесь.
Один хвастается и гордится своим «сексуальными подвигами», другой – своим богатством, третий – своим умом и производной гордостью и презрением к глупых «лохам» и «недотепам», четвертый – тщеславится своей сомнительной известностью и соцсетях…. Ну и так далее.
«Беспорядочность» безверных людей действительно легко доходит до степени, когда у них все становится с ног на голову, а белое легко становится черным и наоборот.
Но – увы! – это еще только начало.
Вторая степень разложения безверных людей тоже четко обозначена апостолом Павлом – они становятся «лукавыми».
Первоначально лукавство идет от них самих. Им все время приходится изображать «хорошую мину при плохой игре».
Когда внутри у них сплошной беспорядок, в котором они не могут разобраться – но на публике нужно показывать, что все в порядке, все «окей».
Для этого уже приходится лукавить и тратить энергию на это актерство, а не просто быть самим собой.
Но чем дальше – тем хуже.
Чем глубже человек запутывается, тем чаще он выдает черное за белое и укрепляется в этом лицемерии, тем тяжелее ему приходится.
Ведь на поддержание этой лицемерной маски тратится все больше сил и энергии.
Не меньшая драма – когда человек играет эти лицемерные роли перед самим собой. Приходится и себя убеждать, что все в порядке, все «как у людей», и жизнь идет «путем».
В какой-то момент собственных сил на всю эту постоянную лицемерную игру у человека перестает хватать, и тут наступает самое опасное.
Такому человеку на помощь и приходит тот самый «лукавый».
Именно он и начинает поддерживать такого человека, подпитывая его энергетический потенциал и восстанавливая его истраченные силы.
И такие люди становятся уже опасными и для окружающих людей.
Вот почему апостол Павел и говорит, что нужно молиться, чтобы избавиться от них. Собственных сил для нормального общения и взаимодействия с ними может просто не хватить.
А сам апостол подает в этом пример, прося молитв у фессалоникийцев, которым направляет свое послание.
Ему немало приходится страдать от подобных людей, и он на своем опыте знает недостаточность человеческих сил для борьбы с ними.
Особую опасность представляют подобные люди внутри Церковной ограды.
Им приходится имитировать самое сложное, что вообще можно имитировать – веру и любовь.
На это лицемерие действительно никаких человеческих сил недостаточно, и они очень часто напрямую бессознательно (а некоторые даже вполне сознательно) обращаются к лукавому для поддержания своего собственного лукавства.
И именно такие люди ставят больше всего препятствий для того, чтобы «слово Господне распространялось и прославлялось», как об этом пишет апостол Павел.
Они дискредитируют христианскую Церковь изнутри, производя внутренние нестроения и соблазны, разлагают ее незаметно, но неуклонно.
Вот почему нужно еще и еще раз молиться, чтобы избавиться от таких людей.
Помочь им очень сложно, иногда – совсем невозможно.
Потому что за их плечами стоит искуситель рода человеческого – лукавый, с которым бороться можно только Духом Божьим.
Поэтому прислушаемся к словам апостола Павла и будем молиться.