Старикам хорошо - Весновей пришел!
Именно рожденный в этот день считалось должен быть примером для общества. Кому что на роду написано, а ему - заботиться и радеть о своих близких, не покидать до конца дней стариков и больных. Так что – в это день не только от Весновея, но и от всех нас – поклон родителям!
6 МАРТА. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МАСЛЕНИЦЫ
Просим ли мы сегодня у своих родных, у соседей, у друзей с чистым сердцем: «Прости меня, грешного, если я в чём-то виновен перед тобой! Сыми с меня вину!» Слышим ли в ответ: «Господь простит!»
Но разве не так надо бы успокоить себя, обрести душевную легкость, вступая в весеннее обновление?
Впереди – в православном календаре – Великий пост. Но и в самую глухую старину также наши предки, освобождая свой внутренний мир от темных помыслов, неприязни к кому-то, спешили найти пути к примирению, к обретению доброй славы в округе.
***
На душе – легко,
свет – не за горами.
Думаешь стихом,
пока ты при маме.
В кринке – молоко,
на шестке – припёки.
Время велико,
пока ты при Боге.
Неделю гостевала Масленица. «И теперь её, «широкую», все называют на проводах – обманщицей. Мол, «обещалася на семь недель», а сегодня – сарафан износила, лапоточки стоптала, косу соломенную растрепала, «горькую редьку, кислую капусту в блин завернула!»
В последний день Масленицы - сжигали соломенную куклу, ради которой пекли блины, которую вместе с собой катали с гор на санках, носили по деревне, вокруг которой водили хороводы, красовались и пели песни.
Всего-то неделя, а душа уставала от веселья, от обильных застолий. Душа просила труда.
У КАРТИНЫ СЕМЁНА КОЖИНА
Какая в чистом поле старина,
какое в поднебесье – то, что было! –
и Устюга седая синева,
и девочка, что бабочек ловила…
И Масленица-девка, что в огонь
им брошена, в дарёном им же платье…
Реки купель… Века со всех сторон…
Святая Русь… Нерукотворный складень.
Разгорался огонь. И через обжигающее пламя прыгали парни и девушки. Чем выше - тем будет крепче жизнь!
«Прощай, Масленица-пересмешница, обманщица и плутовка!» - так повсюду прощались с сытным духом румяных блинов, с соломенной гостьей. Прощались - и обретали чувство внутреннего облегчения, осознавали, что потехи позади.
А ввечеру топились баньки. И старые и малые - все в деревне старались вымыться, чтобы назавтра с легкой душой, с чистым сердцем встретить новый день.