Дезертирство в Русской армии до 1917 года было, но резкий рост подобного поведения солдат фиксировался современниками и историками именно после Февраля.
Часто среди причин указывается: падение дисциплины (а чего вы хотите, смена власти и «демократизация»), агитация левых сил, деятельность вражеской пропаганды, усталость от войны, забота о собственной жизни.
Но было и ещё кое-что. Как известно, Российская империя была страной аграрной. Крестьяне составляли большую часть населения. К 1917 году и армия стала, по-существу, крестьянской. Солдат волновал аграрный вопрос. Но пока сохранялся прежний строй, господствовала мысль: землю делить будем после победы.
Баланс был нарушен в 1917 году, когда в стране произошла первая за год революция. Фактически государство оказалось в состоянии двоевластия, причем в тандеме «Временные — Советы» поддержка масс была явно за советами.
Активный участник тех событий, видный меньшевик Ираклий Георгиевич Церетели потом вспоминал, что солдаты больше всего интересовались именно «земельным вопросом», требуя от Советов раздела земли «по справедливости». То бишь на уравнительных началах, без всяких там помещиков (И. Г. Церетели. Воспоминания о Февральской революции.).
Ещё один меньшевик, Николай Николаевич Суханов, писал о социальном составе дезертиров: это были крестьяне, чье движение с фронтов в деревни напоминало «великое переселение народов» (Н. Н. Суханов. Записки о революции.).
Конечно, теперь крестьянам-солдатам казалось, что «землю-то поделят без них».
Кстати, отчасти у этих опасений были вполне конкретные основания: в некоторых регионах «земельные комитеты» создавались без всяких указаний из центра, до появления во власти большевиков.
Разумеется, такие сведения доходили до фронта. И многим солдатам становилось как-то не до немцев и австрийцев...
Кадет Павел Николаевич Милюков отмечал взаимосвязь дезертирства и «аграрных выступлений»: бывшие крестьяне уходят с фронта, прихватив винтовки и... становятся «ударниками» в процессе передела земли на местах (П. Н. Милюков. Россия на переломе.).
Безусловно, этот фактор надо учитывать для понимания той ситуации, которая сложилась в 1917 году. По данным генерала Николая Николаевича Головина, в 1917 году началась настоящая «стихийная мобилизация», когда из армии «убежал» примерно каждый четвертый...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.