Паника - это всегда результат непонимания того, что происходит вокруг. Мы впадаем в панику, когда машину вдруг заносит на скользкой дороге. Впадаем в панику, столкнувшись с немотивированной агрессией на улице. Впадаем в панику, когда нашим близким плохо и мы не понимаем как помочь. Это обычная реакция. Животная реакция, доставшаяся нам в наследство от предков, не имевших разума.
Так волк в панике бежит на охотников, окружённый красными флажками.
Человек же отличается от животного тем, что в критический момент может включить разум и сориентироваться. Правда, иногда для этого нужна помощь.
Постараюсь помочь.
Первое, что нужно осознать: мир не таков, каким кажется.
Относительное спокойствие последних десятилетий создало ощущение того, что род человеческий стал более развитым. Но это не так. Задумайтесь о том, что мы не научились даже снижать свою агрессию в разговорах друг с другом, если речь идёт о разделе какого-либо ресурса.
Так что, наша цивилизованность, как и в древние времена, по большей части поддерживается не внутренними ценностями и способностью людей к самоконтролю, а страхом наказания. Везде, где присутствует безнаказанность - присутствует и злоупотребление силой. Просто представьте себе, что в каком либо городе вдруг исчезла полиция. Что будет на улицах?
Кстати, именно это мы наблюдаем в информационном пространстве. И не только в информационном. Безответственность и безнаказанность.
Второе - нужно понять, что существует гигантская геополитическая игра, длящаяся столетиями. И один из главных инструментов этой игры - военные действия.
Находясь в тёплых и уютных условиях и наблюдая по телевизору войны, которых даже за последнее десятилетие произошло немало, многие убедили себя в том, что живут в мире. Но древняя война никуда не делась. Она велась непрерывно.
Велась через трансляцию культуры. Через распространение языка и недопущение распространения других языков. Через распространение лжи. Через дискредитацию власти, СМИ и общественных институтов. Через давление на финансовых и товарных рынках. Через проникновение технологий. Через обучение. Просто до активных военных действий она не доходила. Хотя, было прекрасно понятно, что однажды дойдёт.
А цель любой войны - это захват ресурсов. Получение права распоряжения чужим. И укрепление собственной базы.
В разные времена воевали за разные ресурсы. За скот, за пастбища, рабочую силу (рабов), месторождения ископаемых, за специи, предметы роскоши. Всегда находилось то, что большим системам хотелось присвоить. Сегодня война идёт и за ископаемые, и за мозги, способные производить новые технологии.
И конечно же, каждая сторона рассуждает в понятиях выигрышей и потерь. И готова на полное уничтожение конкурента в том случае, если посчитает свои потери приемлемыми. И конечно же, готова готовиться к такому уничтожению десятилетиями и даже столетиями. Для архаичных систем это не срок.
Главное же, что регулирует степень агрессии систем - это вековые ценности, транслируемые из поколения в поколение. И речь не про религию. Речь о том, чему учат родители своих детей. О понятиях, которые регулируют действия любого слоя общества - от правителей до нищих.
Например, в нашей культуре это были тезисы: "младших не обижай", "заступись за слабого", "если драка неизбежна, бей первым", "будь благороден к проигравшему", "держи слово". Эти тезисы можно сколь угодно долго подтачивать, но выбить их из общественной памяти почти невозможно.
В других культурах родители дают детям другие установки. Где-то очень близкие, где-то прямо противоположные. Где-то и каннибализм считается совершенно нормальным.
В одной культуре, например, двуличие вполне является социальной нормой: "джентльмен к западу от Суэца не отвечает за то, что делает джентльмен к востоку от Суэца". То есть постулируется, что благородным и честным нужно быть только по отношению к своим.
В англо-саксонском международном праве даже есть понятия "цивилизованные народы", "полуцивилизованные народы", "нецивилизованные народы". С цивилизованными народами предполагалось вести диалог и даже в войнах играть по правилам. Полуцивилизованные народы (к которому с их точки зрения относимся и мы) следовало колонизировать и давать им ограниченные права. А нецивилизованные включать в состав своих государств и делать людьми третьего сорта (по сути, рабами).
Такая установка действовала официально вплоть до 1945 года. А в культуре "цивилизованных народов", естественно, осталась и сейчас. В том, что они транслируют своим детям.
Понять чужую культуру очень трудно. Ведь её тезисы чужды. Непонятны. Мы даже не можем понять что такое расизм, хотя слышим о нём очень часто. Не можем понять потому, что нам родители не рассказывали о том, что одни люди лучше других просто потому, что у них другой цвет кожи или разрез глаз. Конечно же, мы оцениваем общие особенности тех или иных этносов, шутим по поводу этих особенностей, принимаем их во внимание при планировании совместной работы. Но не умеем приравнивать другие народы к животным и считать их недолюдьми.
Но для того, чтобы понять что происходит сейчас, стоит попробовать представить себе как бы вы действовали, если бы с детства вам говорили: "ты имеешь право на всё, потому, что ты родился цивилизованным", "другие не имеют значения", "держи слово только перед своими". И тогда вы сможете представить себе то, как относятся к нам те, кто правит на той стороне.
Третье, что нужно понять: события сегодняшнего дня были неизбежны. К огромному сожалению. Они могли произойти в более мягкой форме, если бы соблюдались договоренности. Но "джентльмен к западу от Суэца не отвечает за то, что делает джентльмен к востоку от Суэца". Так что, договоренности выполнены не были. Ибо обмануть "полуцивилизованный народ" - это не зазорно. Использовать дикарей для локальный войны, пообещав им возможность приблизиться к "цивилизованному народу" - тем более не зазорно. Промыть мозги ложью об исключительности - совершенно обычный ход. Ведь некоторые вещи, которые мы считаем цинизмом, в другой культуре являются доказательством интеллектуального превосходства.
И не стоит осуждать такое поведение. Не стоит думать о нём в понятиях "хорошо" и "плохо". Оно в той культуре является обычным. Его надо просто понимать.
Поэтому кризис произошёл так.
И четвёртое. Для больших систем не существует личностей. Есть только народные массы. И даже я, пытаясь объяснить корни происходящего, оперировал именно общими тенденциями, а не индивидуальными. Ведь в каждом обществе есть люди с разными взглядами и ценностями - от праведников до маргиналов.
Что же касается каждого, то просто нужно сейчас взять на себя ответственность за свою жизнь. Победить панику. Обдумать всё происходящее и избежать спонтанных действий. Позаботиться о других. Быть человеком, а не волком, бегущим на охотников.