До сих пор существует устоявшийся псевдоисторический стереотип, якобы Золотая Орда была неразвитым государством кочевников-скотоводов, не приученных к гигиене, не знающих науки и культуры, которые и жили только за счёт сбора дани и грабежнических набегов. В защиту своего тезиса, сторонники данного убеждения оперируют низким уровнем бытом номадов 19 века, отрицая при этом всю научную историю и высокую городскую культуру Улуса Джучи. И это не удивительно, так как культура, наука и искусство этого государства вообще не подлежала изучению и в следствие чего, большая часть имеющихся артефактов и научных трудов были погружены в забвение.
Но такой псевдоисторический навязчивый образ сформированный в угоду власть имущих, быстро опровергается благодаря многочисленным задокументированным фактам и материальным доказательствам. В этой же статье я опровергну такие
псевдоисторические невежественные нарративы несомненными доказательствами того, что Золотая Орда была развитым и прогрессивным государством своего времени.
Доисламская эпоха
Так как Улус Джучи был частью Монгольской империи с 1207 до 1260 год, необходимо упомянуть некоторые достижения Монгольской империи соответствено и в контексте Золотой Орды. Государственный деятель времен Чингисхана и Угэдэя, их главный советник, первый канцлер Монгольской империи Елюй Чуцай- организатор административной системы империи был глубоко образованым канцеляристом, получившим класическое китайское образование в сфере математики, астрономии, конфуцианской философии, астрологии.
Ещё Чингисханом или позднее Угэдэем была учреждена уникальная и крайне быстрая даже до технической революции 18 века, постоянная почта- уртонная почта (ямная служба), благодаря которой сообщения гонцы передавали способом эстафеты и смены коней на постах, преодолевая 200-300 км в день. Таким образом письмо могли передавать с одного конца имерии в другой за 1-2 недели.
При Бату-хане были основаны многие золотордынские города и самая первая столица этого государства- Сарай-Бату.
Исламская эпоха
В то время, Золотая Орда начинает перенимать достижения Исламского ренессанса в области науки, культуры и градостроительства. Ещё первым ханом принявшим ислам был Берке-хан, внук Чингисхана, который начал приглашать мусульманских учёных и богослововов, отстраивать и создавать новые города. Международная торговля при нем достигла внушительных размеров. Но при этом он сохранял абсолютную веротерпимость в государстве, в отличее от позднейшего правителя Улуса Джучи Узбек хана.
Узбек хан принял Ислам ханафитского мазхаба от потомка центральноазиатского наставника и учителя Арыстан-баба(он же был наставником и суфийского проповедника и народного святого Ходжи Ахмеда Яссави)- Занги-ата и утвердил Ислам как государственную религию Золотой Орды в 1320 году. Также он получил исламский титул- Султан Гийас ад-Дин Мухаммед, возобновил сотруднические отношения с Мамлюкским султанатом в Египте.
Арабский историк и географ Бадр ад-Дин аль-Айни так описывал личные качества Узбек-хана: " Он человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался советов их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро".
Его правление ознаменавалось наивысшем культуральным подъемом и могуществом экономики. Градостроительство и архитектурное зодчество развивалось невиданными доселе темпами, Узбек-хан и перенес столицу из Сарай-Бату в Сарай ал-Джедид и отстроил её. Караванные пути Великого шелкового пути стали безопасными для торговцев и более благоустроенными- повсеместно строились караван-сараи. Велась международная торговля между странами Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии и монгольской империи Юань.
Всё делопроизводство велось на языке-тюрки,то есть кипчако-огузским наречием тюркского языка, иногда использовался староуйгурский язык. Во время правления Узбека благодаря его политике была создана высокая профессиональная культура и наука, наиболее развитая финансовая система, высокий уровень оазисного земледелия, средства коммуникации, которые можно сравнить по масштабу с морскими путями в Средиземноморье, огромные объемы торговых операций со всей тогдашней ойкуменой. Путь отца продолжил и его сын- хан Джанибек, который также покровительствовал научному и культурному развитию государства.
Некоторые утверждают, что наука в Золотой Орде была вторичной. Да, в какой то степени это так, наука и культура в Улуг Улус пришла из Ближнего Востока и Мавераннахра, золотоордынцы пользовались научными трудами и достижениями представителей классического Исламского ренессанса 8-13 веков. Но при этом это не отрицает того, что Улус Джучи был одним из самых развитых государств в свое время- эпоху Позднего Средневековья. Но ведь многие до сих пор крепко убеждены и являются адептами старых школьных учебников с мнением, что Улус Джучи- государство отсталых кочевников-скотоводов и алчных варваров, чья экономика была построена на сборе дани и работорговле, а не на международной караванной торговле по Великого шёлковому пути.
Образование
После принятия ислама как государственной религии в Золотой Орде образовательными учреждениями стали медресе, в которых изучали науку и богословие.
Наиболее известным преподавателем Золотой Орды был Сад ад-дин ат-Тафтазани- учёный в области математики, геометрии, логики, литератор, богослов, факих и философ-каламист, учитель мусульманской юриспруденции, арабского языка и грамматики. Его научные труды пользовались популярностью на протяжении многих веков спустя.
Он родился в 1322 году в Хорасане (совр. Туркменистан). По приглашению хана Джанибека преподавать в столице Золотой Орды- Сарай ал-Джедиде. Преподавал в медресе в городе Эндирей в Кумыкии, оно же затем стало крупным центром образования в Золотой Орде, там же учились многие тюркские просветители и даже после распада этого государства.
Во время Узбек хана было также построено медресе в крымском городе Солхате, было известно и о медресе в столице Золотой Орды.
Астрономия
Во время правления Джанибека, сына Узбек хана, был широко известен учёный-астроном Камал ад-Дин ат-Турукмани. Он написал трактат по астрономии "Комментарии к "Избраному Аль-Чагмини". В этом труде учёный включает свои комментарии к трактату аль-Джагмини- математику, врачу и астроному из Хорезма, который жил в 13 веке.
Близ Булгара велись астрономические наблюдения за небесными светилами с помощи научных приборов благодаря котором астрономы могли определять точное астрономические время, появление комет, движение планет, затмение луны и солнца. Наиболее известным же представителем изучения астрономии в практическом направлении был Масуди аль-Булгари, благодаря которому город Булгар стал одним из наиболее развитых научных центров изучения астрономии в исламском мире того времени.
В Сарай-Берке во время археологических раскопок была найдена астролябия и другие астрономические исследовательские инструменты. А в 1927 году на территории Крыма была найдена могила золотооордынского астронома.
В Золотой Орде велось летоисчисление одновременно по исламскому(хиджре) и древнетюркскому и монгольскому традиционнному 12- летнему животному циклу. Существовала традиция чеканки монет с знаками Зодиака года выпавшим в Новый год Хиджры и монет с изображением животных на которых выпадал Новый год по 12 летнему циклу.
Известно, что в Золотой Орде главенствовала позиция устройства Вселенной под названием- гелиоцентризм, как минимум за 150 лет до Николая Коперника, о чём речь пойдет ниже.
Математика
Можно сказать, что одной из первых книг о вычислительной математике в Золотой Орде была книга "Ат-Тухфе фи'илм ал-хисаб" (в переводе с арабского- "Шедевр вычислительной математики") написанная при хане Узбеке и переданная наместнику Крымскому улуса Тулуктемуру. В этом научном алгебраическом труде подымаются многие вопросы в математике- например нахождение приблизительного значения иррациональных чисел, нахождение кубического и квадратного корня, рациональные и иррациональные числа и другие. Этот труд вобрал в себя основы трудов центральноазиатского учёного Аль-Хорезми, который был создателем алгебры.
В дальнейшем этот труд получил широкое распространение в Крымском ханстве и Османской империи, в следствии чего можно сделать вывод, что Османская Империя продолжила научные традиции Золотой Орды.
По мимо вышесказанного ученого в сфере математики Сад ад-дин ат-Тафтазани, учёный-астроном Камал ад-Дин ат-Турукмани также затрагивал некоторые вопросы в математике и физике в своих трудах.
География
Вышеупомянутый учёный-астроном Золотой Орды Камал ад-Дин ат-Турукмани работавший над своими трудами в Сарай ал-Джедид при хане Джанибеке, освятил в своем научном труде многие вопросы математической астрономии и системы координат широты и долготы, определяет экватор Земли также как и два меридиальных круга в главах книги "Комментарии к "Избраному Аль-Чагмини": "О климатах", "Об обитаемой части Земли", "О свойствах экватора и местностей, обладаемых широтой".
Юридическая наука
После утверждения Ислама ханафитского мазхаба ханом Узбеком, были введены многие шариатские правоведческие нормы. В доисламсую эпоху Великую Ясу толковали и занимались судопроизводством по ней судьи-дзаргучи, но они не имели специального юридического образования. После принятия ислама вместе с ними начали заседать мусульманские судьями-кадии. Хотя на территории Золотой Орды ранее уже существовали школы исламского права- Хорезм и Волжская Булгария, но именно золотоордынская мусульманская юридическая наука начала своё развитие именно с того времени. Приглашались исламские правоведы с других стран, собственно золотоордынские факихи и кадии начали преподавать юридическую науку, писали научные труды.
Золотоордынские факихи-правоведы и каламисты были востребованы и в других исламских странах, известно что в 1453 году научный труд вышеупомянутого Сад ад-Дина ат-Тафтанзани был переписан в столице Мамлюкского султаната- Каире, спустя более 60 лет после смерти этого золотооордынского учёного.
Проводились и публичные диспуты между знатоками права.
Искусство поэзии
Известным поэтом Золотой Орды начала 14 века был поэт Кутб, который переработал на язык тюрки в вольном переводе персидскую поэму-легенду "Хосров и Ширин" и преподнес ее хану Тинибеку в 1342 году. Вероятно, жил и занимался творческой деятельностью в Сарай-Бату.
Но одним из ныне известных, так же как и наиболее изученных деятелей поэтического искусства Золотой Орды, был поэт и путешественник Сайф-и-Сарайи. Он родился на территории современной Саратовской области в городе Камышлы либо в Хорезме. Получил образование в столице Золотой Орды Сарай ал-Джедид (Сарай-Берке) судя по псевдониму, также большую часть жизни прожил там, путешествовал по стране.
После трагических событий в Золотой Орде- набегов войск Тамерлана и эпидемии чумы, Сайф-и-Сарай иммигрировал в Мамлюкский Султанат, так как с эти государством поддерживали дружественные связи золотоордынские ханы, начиная от Берке. Там же и большинство населения говорили на том же языке что и в Золотой Орде- кипчакском наречии тюркского языка.
Наиболее известными его произведениями была поэмы "Сухейль и Гульдурсун"(Посвященная любви дочери тимуридского шаха и пленного война Золотой Орды), "Гюлистан бит-тюрки"и "Ядгар наме".
В Золотой Орде поддерживали гелиоцентрическую модель устройства Вселенной, в отличие от всех средневековых европейских держав того времени, где за такое вольнодумство- что земля не плоская и не стоит на трёх слонах, сжигали на костре еретиков от науки инквизиторы.
В Европе же гелиоцентризм был первые предложен астрономом из Польши- Николаем Коперником (он же и поплатился за это жизнью) в следствии чего можно сказать, что в Золотой Орде считали что Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца как минимум за 150 лет до Николая Коперника.
Для вашего сведения интересный факт- гелиоцентризм как система устройства мира был принят Ватиканом только в 1992 году
Строчки из поэзии Сайфа-и-Сарайи "Сухейль и Гульдурсун " 1394 года:
"Сухейля в цепях мимо сада вели…
Душа Гульдурсун словно взмыла с земли:
Узнала любви притяженье душа,
Землей вокруг Солнца круженье верша"
Не будучи учёным-астрономом, он упоминал в своем произведении про это как об общеизвестном факте, так как в исламской науке основы гелиоцентризма заложил великий персидский учёный Аль-Бируни ещё в 10-11 веке.
В настоящее время, учёные и исследователи по всему миру продолжают занимаются опровержением псевдоисторических сформированых за века мифов о незасулуженно оклеветанном государстве под названием Золотая Орда, также как и популяризации известных культурных и научных достижений Золотой Орды, не смотря на то, что это нередко не приветствуется официальной наукой некоторых государств и огромное количество артефактов и научных трудов просто не дошло до наших дней.
Вам понравилась эта публикация? Если да, то ставьте лайк, поделитесь своим мнением в коментариях.Распространяйте эту публикацию в социальных сетях
#наука #культура #история #политика #технологии #исскуство #интересные факты #археология #религия #россия