Найти тему
Дух Великой Степи

Золотая Орда: как развивалась наука и культура в великом государстве

До сих пор существует устоявшийся псевдоисторический стереотип, якобы Золотая Орда была неразвитым государством кочевников-скотоводов, не приученных к гигиене, не знающих науки и культуры, которые и жили только за счёт сбора дани и грабежнических набегов. В защиту своего тезиса, сторонники данного убеждения оперируют низким уровнем бытом номадов 19 века, отрицая при этом всю научную историю и высокую городскую культуру Улуса Джучи. И это не удивительно, так как культура, наука и искусство этого государства вообще не подлежала изучению и в следствие чего, большая часть имеющихся артефактов и научных трудов были погружены в забвение.

Но такой псевдоисторический навязчивый образ сформированный в угоду власть имущих, быстро опровергается благодаря многочисленным задокументированным фактам и материальным доказательствам. В этой же статье я опровергну такие
псевдоисторические невежественные нарративы несомненными доказательствами того, что Золотая Орда была развитым и прогрессивным государством своего времени.

Доисламская эпоха

Так как Улус Джучи был частью Монгольской империи с 1207 до 1260 год, необходимо упомянуть некоторые достижения Монгольской империи соответствено и в контексте Золотой Орды. Государственный деятель времен Чингисхана и Угэдэя, их главный советник, первый канцлер Монгольской империи Елюй Чуцай- организатор административной системы империи был глубоко образованым канцеляристом, получившим класическое китайское образование в сфере математики, астрономии, конфуцианской философии, астрологии.

Ещё Чингисханом или позднее Угэдэем была учреждена уникальная и крайне быстрая даже до технической революции 18 века, постоянная почта- уртонная почта (ямная служба), благодаря которой сообщения гонцы передавали способом эстафеты и смены коней на постах, преодолевая 200-300 км в день. Таким образом письмо могли передавать с одного конца имерии в другой за 1-2 недели.
При
Бату-хане были основаны многие золотордынские города и самая первая столица этого государства- Сарай-Бату.

Исламская эпоха

В то время, Золотая Орда начинает перенимать достижения Исламского ренессанса в области науки, культуры и градостроительства. Ещё первым ханом принявшим ислам был Берке-хан, внук Чингисхана, который начал приглашать мусульманских учёных и богослововов, отстраивать и создавать новые города. Международная торговля при нем достигла внушительных размеров. Но при этом он сохранял абсолютную веротерпимость в государстве, в отличее от позднейшего правителя Улуса Джучи Узбек хана.

Берке-хан(ок. 1209—1266) был одним из сыновей Джучи и внуком Чингисхана. По версии персидского историка 13 века аль-Джузджани, Берке хан изучал Коран с малых лет и принял Ислам ханафитского толка от суфийского шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, который жил в Бухаре. Источник изображения: https://history-doc.ru/biografiya/xan-batyj-biografiya/
Берке-хан(ок. 1209—1266) был одним из сыновей Джучи и внуком Чингисхана. По версии персидского историка 13 века аль-Джузджани, Берке хан изучал Коран с малых лет и принял Ислам ханафитского толка от суфийского шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, который жил в Бухаре. Источник изображения: https://history-doc.ru/biografiya/xan-batyj-biografiya/

Узбек хан принял Ислам ханафитского мазхаба от потомка центральноазиатского наставника и учителя Арыстан-баба(он же был наставником и суфийского проповедника и народного святого Ходжи Ахмеда Яссави)- Занги-ата и утвердил Ислам как государственную религию Золотой Орды в 1320 году. Также он получил исламский титул- Султан Гийас ад-Дин Мухаммед, возобновил сотруднические отношения с Мамлюкским султанатом в Египте.

Арабский историк и географ Бадр ад-Дин аль-Айни так описывал личные качества Узбек-хана: " Он человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался советов их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро".

Об Узбек-хане (ок. 1283 — 1341) так отзывался арабский путешественник который обошёл весь мир- Ибн Баттута, после личной аудиенции с ханом в 1333 году: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Собственное изображение.
Об Узбек-хане (ок. 1283 — 1341) так отзывался арабский путешественник который обошёл весь мир- Ибн Баттута, после личной аудиенции с ханом в 1333 году: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Собственное изображение.

Его правление ознаменавалось наивысшем культуральным подъемом и могуществом экономики. Градостроительство и архитектурное зодчество развивалось невиданными доселе темпами, Узбек-хан и перенес столицу из Сарай-Бату в Сарай ал-Джедид и отстроил её. Караванные пути Великого шелкового пути стали безопасными для торговцев и более благоустроенными- повсеместно строились караван-сараи. Велась международная торговля между странами Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии и монгольской империи Юань.

Узбек хан приказал сделать Ислам государственной религией не смотря на серьёзное сопротивление консервативного золотоордынского общества и аристократии. Источник изображения: https://artefact.app/ru/subject/prinyatie-islama-v-zolotoy-orde-v-1312-1313-god
Узбек хан приказал сделать Ислам государственной религией не смотря на серьёзное сопротивление консервативного золотоордынского общества и аристократии. Источник изображения: https://artefact.app/ru/subject/prinyatie-islama-v-zolotoy-orde-v-1312-1313-god

Всё делопроизводство велось на языке-тюрки,то есть кипчако-огузским наречием тюркского языка, иногда использовался староуйгурский язык. Во время правления Узбека благодаря его политике была создана высокая профессиональная культура и наука, наиболее развитая финансовая система, высокий уровень оазисного земледелия, средства коммуникации, которые можно сравнить по масштабу с морскими путями в Средиземноморье, огромные объемы торговых операций со всей тогдашней ойкуменой. Путь отца продолжил и его сын- хан Джанибек, который также покровительствовал научному и культурному развитию государства.

Золотая Орда имела развитую городскую культуру, существовало более 200 городов на территории этого государства. Источник изображения:http://history64.ru/oldsaratov/orda-v-povolzhe.html
Золотая Орда имела развитую городскую культуру, существовало более 200 городов на территории этого государства. Источник изображения:http://history64.ru/oldsaratov/orda-v-povolzhe.html

Некоторые утверждают, что наука в Золотой Орде была вторичной. Да, в какой то степени это так, наука и культура в Улуг Улус пришла из Ближнего Востока и Мавераннахра, золотоордынцы пользовались научными трудами и достижениями представителей классического Исламского ренессанса 8-13 веков. Но при этом это не отрицает того, что Улус Джучи был одним из самых развитых государств в свое время- эпоху Позднего Средневековья. Но ведь многие до сих пор крепко убеждены и являются адептами старых школьных учебников с мнением, что Улус Джучи- государство отсталых кочевников-скотоводов и алчных варваров, чья экономика была построена на сборе дани и  работорговле, а не на международной караванной торговле по Великого шёлковому пути.

Образование

После принятия ислама как государственной религии в Золотой Орде образовательными учреждениями стали медресе, в которых изучали науку и богословие.
Наиболее известным преподавателем
Золотой Орды был Сад ад-дин ат-Тафтазани- учёный в области математики, геометрии, логики, литератор, богослов, факих и философ-каламист, учитель мусульманской юриспруденции, арабского языка и грамматики. Его научные труды пользовались популярностью на протяжении многих веков спустя.
Он родился в 1322 году в Хорасане (совр. Туркменистан). По приглашению хана Джанибека преподавать в столице Золотой Орды- Сарай ал-Джедиде. Преподавал в медресе в городе
Эндирей  в Кумыкии, оно же затем стало крупным центром образования в Золотой Орде, там же учились многие тюркские просветители и даже после распада этого государства.

Во время Узбек хана было также построено медресе в крымском городе Солхате, было известно и о медресе в столице Золотой Орды.

Астрономия

Во время правления
Джанибека, сына Узбек хана, был широко известен учёный-астроном Камал ад-Дин ат-Турукмани. Он написал трактат по астрономии "Комментарии к "Избраному Аль-Чагмини". В этом труде учёный включает свои комментарии к трактату аль-Джагмини-  математику, врачу  и астроному из Хорезма, который жил в 13 веке.
Близ
Булгара велись астрономические наблюдения за небесными светилами с помощи научных приборов благодаря котором астрономы могли определять точное астрономические время, появление комет, движение планет, затмение луны и солнца.  Наиболее известным же представителем изучения астрономии в практическом направлении был Масуди аль-Булгари, благодаря которому город Булгар стал одним из наиболее развитых научных центров изучения астрономии в исламском мире того времени.

В Сарай-Берке во время археологических раскопок была найдена астролябия и другие астрономические исследовательские инструменты. А в 1927 году на территории Крыма была найдена могила золотооордынского астронома.
В Золотой Орде велось летоисчисление одновременно по исламскому(хиджре) и древнетюркскому и монгольскому традиционнному 12- летнему животному циклу. Существовала традиция чеканки монет с знаками Зодиака года выпавшим в Новый год Хиджры и монет с изображением животных на которых выпадал Новый год по 12 летнему циклу.
Известно, что в  Золотой Орде главенствовала позиция устройства Вселенной под названием- гелиоцентризм, как минимум за 150 лет до Николая Коперника, о чём речь пойдет ниже.

Наука и культура достигла своего пика при Узбеке и Джанибеке и пошла на спад после разрушений городов Золотой Орды из-за набегов войск Эмира Тимура, в мечетях и медресе изучали научные дисциплины и богословие. Источник изображения: http://old.unesco.kz/natcom/turkestan/r06_yassy_city.htm
Наука и культура достигла своего пика при Узбеке и Джанибеке и пошла на спад после разрушений городов Золотой Орды из-за набегов войск Эмира Тимура, в мечетях и медресе изучали научные дисциплины и богословие. Источник изображения: http://old.unesco.kz/natcom/turkestan/r06_yassy_city.htm

Математика

Можно сказать, что одной из первых книг о вычислительной математике в Золотой Орде была книга
"Ат-Тухфе фи'илм ал-хисаб" (в переводе с арабского- "Шедевр вычислительной математики") написанная при хане Узбеке и переданная наместнику Крымскому улуса Тулуктемуру. В этом научном алгебраическом труде подымаются многие вопросы в математике- например нахождение приблизительного значения иррациональных чисел, нахождение кубического и квадратного корня, рациональные и иррациональные числа и другие. Этот труд вобрал в себя основы трудов центральноазиатского учёного Аль-Хорезми, который был создателем алгебры.
В дальнейшем этот труд получил широкое распространение в
Крымском ханстве и Османской империи, в следствии чего можно сделать вывод, что Османская Империя продолжила научные традиции Золотой Орды.
По мимо вышесказанного ученого в сфере математики
Сад ад-дин ат-Тафтазани, учёный-астроном Камал ад-Дин ат-Турукмани также затрагивал некоторые вопросы в математике и физике в своих трудах.

География

Вышеупомянутый учёный-астроном
Золотой Орды Камал ад-Дин ат-Турукмани работавший над своими трудами в Сарай ал-Джедид при хане Джанибеке, освятил в своем научном труде многие вопросы математической астрономии и системы координат широты и долготы, определяет экватор Земли также как и два меридиальных круга в главах книги "Комментарии к "Избраному Аль-Чагмини": "О климатах", "Об обитаемой части Земли", "О свойствах экватора и местностей, обладаемых широтой".

Юридическая наука

После утверждения Ислама ханафитского мазхаба ханом
Узбеком, были введены многие шариатские правоведческие нормы. В доисламсую эпоху Великую Ясу толковали и занимались судопроизводством по ней судьизаргучи, но они не имели специального юридического образования. После принятия ислама вместе с ними начали заседать мусульманские судьями-кадии. Хотя на территории Золотой Орды ранее уже существовали школы исламского права- Хорезм и Волжская Булгария, но именно золотоордынская мусульманская  юридическая наука начала своё развитие именно с того времени. Приглашались исламские правоведы с других стран, собственно золотоордынские факихи и кадии начали преподавать юридическую науку, писали научные труды.
Золотоордынские факихи-правоведы и каламисты были востребованы и в других исламских странах, известно что в 1453 году научный труд вышеупомянутого Сад ад-Дина ат-Тафтанзани был переписан в столице Мамлюкского султаната- Каире, спустя более 60 лет после смерти этого золотооордынского учёного.
Проводились и публичные диспуты между знатоками права.

Искусство поэзии

Известным поэтом Золотой Орды начала 14 века был поэт
Кутб, который переработал на язык тюрки в вольном переводе персидскую поэму-легенду "Хосров и Ширин" и преподнес ее хану Тинибеку в 1342 году. Вероятно, жил и занимался творческой деятельностью в Сарай-Бату.

Но одним из ныне известных, так же как и наиболее изученных деятелей поэтического искусства Золотой Орды, был поэт и путешественник Сайф-и-Сарайи. Он родился на территории современной Саратовской области в городе Камышлы либо в Хорезме. Получил образование в столице Золотой Орды Сарай ал-Джедид (Сарай-Берке) судя по псевдониму, также большую часть жизни прожил там, путешествовал по стране.

Саифа-и-Сараи  поэт Равиль Бухараев называет "самым тонким и изящным поэтом Золтой Орды". Собственное изображение.
Саифа-и-Сараи поэт Равиль Бухараев называет "самым тонким и изящным поэтом Золтой Орды". Собственное изображение.

После трагических событий в Золотой Орде- набегов войск Тамерлана и эпидемии чумы, Сайф-и-Сарай иммигрировал в Мамлюкский Султанат, так как с эти государством поддерживали дружественные связи золотоордынские ханы, начиная от Берке. Там же и большинство населения говорили на том же языке что и в Золотой Орде- кипчакском наречии тюркского языка.
Наиболее известными его произведениями была поэмы "
Сухейль и Гульдурсун"(Посвященная любви дочери тимуридского шаха и пленного война Золотой Орды), "Гюлистан бит-тюрки"и "Ядгар наме".
В Золотой Орде поддерживали гелиоцентрическую модель устройства Вселенной, в отличие от всех средневековых европейских держав того времени, где за такое вольнодумство- что земля не плоская и не стоит на трёх слонах, сжигали на костре еретиков от науки инквизиторы.
В Европе же гелиоцентризм был первые предложен астрономом из Польши- Николаем Коперником (он же и поплатился за это жизнью) в следствии чего можно сказать, что в Золотой Орде считали что Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца как минимум за 150 лет до Николая Коперника.

Для вашего сведения интересный факт- гелиоцентризм как система устройства мира был принят Ватиканом только в 1992 году

Строчки из поэзии
Сайфа-и-Сарайи "Сухейль и Гульдурсун " 1394 года:

"Сухейля в цепях мимо сада вели…
Душа Гульдурсун словно взмыла с земли:

Узнала любви притяженье душа,
Землей вокруг Солнца круженье верша"


Не будучи учёным-астрономом, он упоминал в своем произведении про это как об общеизвестном факте, так как в исламской науке основы гелиоцентризма заложил великий персидский учёный Аль-Бируни ещё в 10-11 веке.

В настоящее время, учёные и исследователи по всему миру продолжают занимаются опровержением псевдоисторических сформированых за века мифов о незасулуженно оклеветанном государстве под названием Золотая Орда, также как и популяризации известных культурных и научных достижений Золотой Орды, не смотря на то, что это нередко не приветствуется официальной наукой некоторых государств и огромное количество артефактов и научных трудов просто не дошло до наших дней.

Вам понравилась эта публикация? Если да, то ставьте лайк, поделитесь своим мнением в коментариях.Распространяйте эту публикацию в социальных сетях

#наука #культура #история #политика #технологии #исскуство #интересные факты #археология #религия #россия