Найти тему

Секреты связного текста – 2. Прозаическая строфа

Оглавление

Продолжим разговор о стилистике и лингвистике связного текста. В статье о теме и реме шла речь о логической или актуальной структуре предложения. Именно предложение является основной единицей текста. Но не единственной.

Что такое прозаическая строфа

Принято считать, что каждое предложение — завершённая мысль. Но это не совсем так. Для раскрытия мысли часто бывает недостаточно одного предложения. Правда, некоторые авторы добросовестно пытаются свою мысль в него впихнуть, поэтому строят сложные конструкции с придаточными, дополнениями, уточнениями, определениями и обстоятельствами в форме причастных и деепричастных оборотов. В итоге предложение утрачивает связность, мысль окончательно запутывается, а читатель оказывается перед необходимостью её распутать, чтобы понять, что хотел сказать автор.

Так вот, не стоит пытаться передать мысль в одном предложении, лучше это сделать в нескольких, объединённых одной темой. Такую стилистическую конструкцию, состоящую из нескольких предложений, связанных по смыслу, называют прозаической строфой. Есть ещё другие названия, например, «сверхфразовое единство» или «сложное синтаксическое целое». Но «прозаическая строфа» мне нравится больше.

Что такое строфа в стихах, все знают, по крайней мере, слышали о ней. Это группа стихов (строк), объединённых общей мыслью, размером и рифмой. Обычно строфа – это четыре строки, но их может быть и пять, и три, а у А. С. Пушкина так называемая онегинская строфа состоит из 14 стихов.

-2

В прозе строфа — это смысловое объединение предложений. В идеале оно дополнено ещё и ритмической связью, и особым синтаксисом, который делает строфу завершённым, целостным компонентом текста. Прозаическая строфа, с одной стороны, сложная синтаксическая конструкция, а с другой стороны, мозг её воспринимает как единое целое. Даже отдельные предложения в ней замечаются, только если поставить себе такую цель. Речь, конечно, идёт о правильно составленной строфе.

Связи предложений в прозаической строфе

Связность, когерентность – главная особенность прозаической строфы. Составляющие её предложения — это только кирпичики, и от того, как они связаны между собой, зависит цельность текста. Можно выделить два типа связей предложений в прозаической строфе: синтаксический и смысловой или логический. Синтаксический, в свою очередь, включает два вида связей: цепную и параллельную.

Цепная связь

Она характерна тем, что каждое предложение не только связано с предыдущим по смыслу, но и развивает его тему. Об этом я писала в предыдущей статье о секретах связного текста — рема одного предложения становится темой следующего. Получается такая смысловая цепочка, которая скрепляется с помощью разных приёмов:

  • использование слов-заместителей ключевых понятий предыдущего предложения;
  • лексические повторы, задающие ритм, общий для всей строфы;
  • использование синонимов и т. д.
Например: «Жизнь в маленьком городе несуетлива и наполнена сонным очарованием старины. Сколько их, таких городков, разбросано по бескрайним просторам России. И в каждом своя история, свои нравы, свой говор, свои легенды. Прокатиться бы по этим старинным местечкам да записать легенды и сказки, что из поколения в поколение рассказывали бабушки».
-3

Параллельная связь

Такая связь отличается равенством всех предложений строфы. По сути, это просто перечисление компонентов, которые раскрывают общую мысль. Они могут быть даже не связаны логически, но являются частями некого смыслового целого.

«Что нужно, чтобы написать книгу? Это элементарно – нужна толстая тетрадь и ручка, или ноутбук, на худой конец. А ещё неплохо бы иметь немного способностей и воображения. И без трудолюбия и упорства книга сама не напишется. Но главное — нужно желание».

В параллельной связи также важную роль играет ритм. Он обеспечивается и союзами, и лексическими повторами, и разными вводными словами и словосочетаниями, без которых строфа с параллельной связью будет скучной.

Наряду с синтаксической, есть и смысловая связь. В ней предложения связаны общим смыслом, а чаще всего единством места, действия и ситуации. Эта связь, в отличие от первых двух, строится на устойчивых отношениях и взаимозависимостях вещей и явлений.

Например: «Начал накрапывать дождь. В толпе яркими пятнами расцвели зонтики. Люди заторопились, суетливо побежали, спеша укрыться в магазинах и метро».
-4

Композиция прозаической строфы

Строфа в прозе имеет такую же арочную структуру, что и эпизод, сцена, сюжет в целом или развитие образа героя.

Зачин. Это первое предложение, которое задаёт направление развития мысли и создаёт необходимую эмоциональную атмосферу. Первое предложение строфы относительно самостоятельно, в отличие от последующих, связанных с ним и синтаксически, и по смыслу. Это, можно сказать, вводное высказывание.

Прочитав зачин, читатель получает представление, о чём будет дальше речь, настраивается на восприятие мысли автора. Хороший зачин пробуждает интерес и желание узнать, что будет дальше. Это касается не только текста в целом, но и каждой отдельной строфы, что и поддерживает интерес на протяжении всего произведения.

Средняя часть строфы — развитие темы. Её предложения соединяются с зачином с помощью параллельной или цепной связи. Эта часть передаёт суть мысли автора и в зависимости от этого может содержать разное количество предложений.

Концовка строфы — важная часть, завершающая мысль. Причём нередко концовка выделяется особо, чтобы подчеркнуть, что заданная зачином мысль автора завершена и можно переходить к следующей.

Как правило, прозаическая строфа или сложное синтаксическое целое совпадает с абзацем, это делает текст более удобным для восприятия. А вот разрыв этого синтаксического целого, например, на два абзаца или перенос концовки в следующий абзац считается ошибкой, так как нарушает связность текста.

Обращение к читателям не по теме статьи

Сейчас изменился характер отношения Яндекс Дзена с авторами. Развитие и само существование канала теперь напрямую зависит от активности читателей. Речь идёт не только о подписках, лайках и комментариях (они тоже важны), но и о перепостах, ссылках на канал на других ресурсах. От этого в буквальном смысле зависит дальнейшая жизнь любого канала. Если вам понравилась статья, если вы считаете канал полезным, дайте на него ссылку на своей страничке, в блоге, на сайте. Если этого не будет, то канал просто перестанет существовать. Я ещё какое-то время буду писать, а вот в ленте статьи показывать не станут, посчитав их неинтересными и ненужными. Можно сказать, что теперь судьбу канала решают подписчики. Поэтому я на вас надеюсь, мои уважаемые читатели.

Вот такие дела. Всем добра, мира и творчества.