Четвертого марта мы отмечали условный праздник, посвященный басистам. Я опубликовал материал о Джейсоне Ньюстеде, но в тот день появился на свет еще один, не менее известный бас-гитарист – легендарный Крис Сквайр из группы YES.
Крис старше Ньюстеда, так как родился в 1948, и его уже нет в живых – он ушел в 2015 году. Ему было двадцать, когда он стал одним из соучредителей YES. Он единственный участник оригинального состава группы, дошедший с ними до самого конца. Бас Криса звучит на всех альбомах группы, записанных при его жизни.
Крис Сквайр был трудоголиком. Первый барабанщик группы, Билл Бруфорд, вспоминал, что во время записи в студии он, бывало, валился без сил от изнеможения, а Крис всю ночь напролет продолжал работать за микшерным пультом. “Он медленно двигался, – шутил Бруфорд, – и поэтому мог пережить всех остальных”. Примерно так и вышло – благодаря Сквайру, Yes пережили почти всех своих современников в прог-роке.
Хочу обратиться к воспоминаниям человека, лично знавшего Сквайра. Это Крис Уэлч, автор книги “Yes: Close to the Edge”. По его словам, Сквайр довольно поздно увлекся рок-н-роллом. Когда Британию захлестнул мерсибит и на сцену вышли Beatles, The Stones и The Who, Крис послушал их и понял, что его призвание.
Он долго не мог определиться с амплуа, пока однажды знакомый гитарист не сказал ему: “Ты высокий и у тебя большие руки. Попробуй басуху”, и после этого Крис решил остановиться на бас-гитаре. И не прогадал.
Чтобы заработать на хороший инструмент, Сквайр в 17 лет устроился на работу в местный музыкальный магазин “Boosey & Hawkes”, где продавал гитары и пользовался скидкой для сотрудников, благодаря которой он смог купить новый Rickenbacker.
Эта марка осталась его любимой на всю жизнь, и с Рикенбэкером он достиг запредельных высот. Крис подключал его к стереоусилителю и всегда ставил громкость на максимум. “Я научился исполнять несколько трюков, которые другие люди раньше не делали, – говорил Сквайр Уэлчу. – Я развил технику высокочастотного баса”.
Среди других бас-гитар в арсенале Сквайра были Fender Telecaster и Jazz Bass, Chris и MPC Electra. Сквайр также играл на 4-струнных Lakland и Yamaha, 8-струнном Ranney, но самым самым странным инструментом была гитара с тройным грифом, подаренная ему Риком Уэйкманом. Вот она, смотрите видео.
Сквайр обладал уникальной техникой игры: он держал медиатор особым образом и ударял по струне сначала медиатором, а через миллисекунду большим пальцем. Крис говорил, что отдача струны была более выраженной из-за “большего контакта с человеческим телом”.
По словам самого Криса Сквайра, значительное влияние на него оказали Пол МакКартни, Джек Брюс и Билл Уайман, но своим главным кумиром он считал Джона Энтвисла из The Who. На заре карьеры он подражал звучанию Энтвисла, доводя его до совершенства благодаря острому слуху и чувству гармонии, привитой Крису в детстве в церковном хоре. “С раннего возраста я понял важность практики в стремлении стать лучшим”, – говорил Сквайр.
С годами Сквайр сам стал примером для молодых музыкантов. Уже не он учился у других, а у него учились. Клавишник Рик Уэйкман вспоминал: “Крис был одним из тех редких музыкантов, которые почти не поддавались влиянию. Он сам был влиятельным лицом, если можно так сказать. Он относился к бас-гитаре как к чему-то большему, чем просто как к басу, и считал ее солирующим инструментом, заслуживающим внимания и признания”.
Хочу закончить словами вокалиста YES Джона Андерсона: “Сквайр – один из величайших басистов всех времен. Он был очень гармоничен и мелодичен со своим басом, и абсолютно уникален. Крис был единственным в своем роде”.
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. И большой палец вверх, пожалуйста. Приглашаем в наш рок-блог и в группу ProRock’а ВКонтакте.