Найти в Дзене
Кул Хистори | История и мир

Демоны Марты Бросье: первый экзорцизм под научным контролем

Оглавление

Марта Бросье была знаменитостью во Франции 1590-х годов. 22-летняя девушка, одержимая бесами, она закатывала глаза так, что они превращались в два пустых белых пятна. Она билась в конвульсиях, корчилась и издавала звуки низким демоническим голосом. А губы при этом не двигались.

Семья Марты решила извлечь выгоду из бедственного положения дочери и отправилась в настоящее турне по городам, демонстрируя сатанинскую сущность внутри девушки.

Слухи о Марте Бросье достигли ушей самого короля — Генриха IV. И он приказал разобраться, в чем же дело, и избавить, наконец, бедняжку от одержимости. Проще говоря, провести обряд экзорцизма.

Вокруг Марты тут же собрались самые высокопоставленные священники, окропляющие ее святой водой и декламирующие священные писания на латыни, в то время как демон внутри нее, мучимый священным писанием, кричал в агонии и боли.

Чего Бросье не знала, так это того, что весь этот экзорцизм был притворством. Святая вода была обыкновенной водой, а латинские тексты были не чем иным, как поэмой Вергилия.

Ее экзорцизм был научным экспериментом — впервые в истории одержимость демонами подвергалась настоящей проверке.

Жертва колдовства

Марте Бросье было 20 лет, когда ею «овладели» демоны. До этого у нее уже сложилась репутация странной девушки, которая, например, способна убежать из дома в мужской одежде. Кроме того, она, по всей видимости, совсем не была заинтересована в браке. Когда Марта начала говорить нечеловеческим голосом, для жителей ее деревни это казалось закономерным исходом.

В колдовстве, которое якобы повлияло на Марту, обвинили ее соседку — Анну Шевро. Незамужняя женщина средних лет в те времена была самой легкой мишенью для таких обвинений. Ее бросили в тюрьму.

Но родные Марты решили не прятать ее от общества, как это было принято в таких случаях. Вместо этого они устроили ей гастроли, выставляя ее напоказ всем, кто готов был платить.

Любимый демон католической церкви

Для католиков демоны Марты Бросье были настоящим подарком судьбы. Король Генрих IV придерживался политики терпимости к гугенотам, а для католической церкви их возвышение было явной угрозой. Представления Бросье дали им в руки неожиданный козырь — теперь они могли открыто заявить, что гугеноты в сговоре с дьяволом.

Голос, который звучал из утробы Марты, даже когда ее рот был закрыт, прямо называл себя «Принцем гугенотов».

До этого любимым демоном католической церкви был бес, который вселился в женщину по имени Николь Обри. Однажды он ее устами так и сказал: «Я со своими строптивыми гугенотами причиню больше зла, чем сотворили евреи!»

Но демона из Обри «изгнали», и больше крыть было нечем. Вот поэтому-то за одержимость Марты Бросье решили держаться до последнего. Католические священники присоединялись к представлениям, которые устраивала семья девушки, и изгоняли из нее бесов на глазах у охваченной благоговением толпы. Но только для того, чтобы через некоторое время демоны «вернулись» обратно в ее тело на радость другой толпе.

Экзорцизм Марты Бросье

Мишелю Мареско, личному врачу короля Генриха IV, было поручено разобраться, что же там происходит с Мартой. Ее доставили в аббатство под присмотр епископа Парижа, и девушка почти сразу преклонила колени, чтобы помолиться. Однако «демон» помешал ей это сделать.

Она упала на спину, содрогаясь и дыша, «как дикий зверь». Хриплый голос из живота выкрикивал вульгарные, нецензурные слова.

Ей быстро вложили в рот небольшую деревяшку, чтобы она не проглотила собственный язык. Затем священники принялись читать Священное Писание, чтобы изгнать беса. Конечно же, у них ничего не вышло.

Мареско был настроен скептически. «Ничего дьявольского, много фальши и кое-что из болезней», — написал он.

Мишель Мареско
Мишель Мареско

Священники заявили, что слова Мареско могут расцениваться как богохульство, ведь нельзя же отрицать то, что он видел своими глазами. Но и это не напугало его, и он решил доказать свою правоту.

Заручившись поддержкой Шарля Мирона, архиепископа Лиона, он провел эксперимент. В течение нескольких дней Марте не давали пить ничего, кроме воды, ни разу при этом не намекнув ей, что на самом деле эта вода была освящена священником. Девушка пила святую воду совершенно спокойно.

Затем наблюдатели наполнили сосуд для святой воды обычной водой и окропили ею Марту. Результат не заставил себя ждать: она кричала и изображала агонию, пока ей в лицо брызгали совершенно обычную жидкость.

В финале эксперимента Мирон принялся читать над Мартой строчки на латыни, и она решила, что это слова из Библии. Конечно же, она бросилась на пол в припадке. Но Бросье не знала, что это был всего лишь отрывок из «Энеиды» Вергилия.

Заключение было однозначным: Марта Бросье — мошенница, и никакие демоны ее не мучают.

Врунья или сумасшедшая?

В то время история Марты Бросье казалась однозначной — девушка солгала о демоне, и в этом не было ничего, кроме обмана и жажды славы. Но, вероятно, всё было не так просто.

Возможно, Марта действительно верила в свою одержимость, так как была психически больна. И первой об этом заговорила та, которая из-за нее оказалась в тюрьме — Анна Шевро. Именно она, как ни странно, убеждала всех, что Марта не мошенница.

Сама же девушка, даже после того, как ее разоблачили, не признавалась в обмане и продолжала заявлять, что одержима. Но это можно объяснить и банальным страхом, и желанием приковать к себе остатки общественного внимания.

Если же Марта не притворялась, а верила в свою одержимость, то это лишний раз демонстрирует чудеса самовнушения. Она определенно обладала настоящим талантом чревовещателя (когда человек может говорить, не шевеля губами). Она не чувствовала боли, если ее уколоть, и могла в положении лежа прыгать на огромные расстояния. Если она в этот момент не осознавала свою ложь, значит эти «трюки» не были отрепетированы.

-3

Так что, возможно, Марта Бросье была действительно одержима, но не адскими сущностями, а демонами собственного разума.

📖 Читайте также:

  • Титуба, первая «ведьма» Салема
  • Марджери Джордемейн, ведьма прекрасной герцогини
  • Анна Бернелл: «дочь» Филиппа II и Марии Тюдор. Дело «испанской птицы»
  • Алиса Кителер: исчезнувшая ведьма Ирландии