А знаете ли вы, что некоторые люди обладают необычным видом слуха — цветным?
Такой феномен по-научному называется «синестезия» — способ восприятия, при котором один раздражитель вызывает в мозге несколько ощущений.
Почему так происходит? У нейрофизиологов нет единой точки зрения на этот счёт. Но очевидно, что синестезия — это врождённая особенность человека, которая может передаваться по наследству.
Вы, возможно, возразите: но ведь у многих людей возникают яркие цветовые ассоциации, свои индивидуальные образы. Значит, все обладают цветным слухом? Давайте разбираться.
У людей с цветным слухом цвета ассоциируются с конкретной музыкальной тональностью.
Для моих читателей-не музыкантов:
•тональность — это высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона;
•любую мелодию можно сыграть от любого из 12 звуков.
А теперь представим палитру художника: красный, бледно-зелёный, голубой... Каждый из этих цветов несёт в себе определённое настроение, эмоцию, чувство.
В музыке 24 тональности — та же палитра.
Среди композиторов цветным слухом обладал Скрябин, Римский-Корсаков, Лист и др. Для них цветное восприятие несло своеобразную практическую значимость.
Н. А. Римский-Корсаков при изображении моря или неба в музыке использовал «синие» тональности: ми-мажор и ми-бемоль-мажор, а, например, «восход солнца» в его сочинениях — в «розовом», по его мнению, ля-мажоре;
А. Н. Скрябин в своей симфонической поэме «Прометей», кроме партии хора и оркестра, прописал в нотах даже линию света — те цвета, которые были у него в голове и должны были «озарить» зал;
Ф. Лист однажды шокировал музыкантов Веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» (видимо, забыв, что не все обладают таким феноменом, как он).