Так сложилось в нашей цивилизации, что цифра 7 сопровождает нас повсюду: дни недели, цвета радуги, чудеса света, смертные грехи... ноты.
Изначально они обозначались буквами. Это была греческая традиция, позже перенятая европейцами. Принято считать, что основатель нотописи — монах-музыкант Гвидо Аретинский, живший в XI веке. Он обучал певчих и придумал способ заучивать мелодии по первым слогам гимна к Иоанну Крестителю:
Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes.
Этих слогов было 6, затем к ним добавили 7-й — «си» (первые буквы от «святой Иоанн»), Ut заменили на Do, чтобы слог стал открытым: так удобнее петь.
Но почему же нот 7? А так ли это? Вы будете удивлены, но ответы на эти вопросы объясняются законами... ФИЗИКИ!
Человеческое ухо способно воспринимать звуки лишь определённой частоты. При этом звучание может вызывать приятные ощущения (консонанс) и напряжённые (диссонанс). Эти открытия были сделаны ещё самим Пифагором, когда он пытался при помощи натянутой струны выявить закономерности в её звучании и определить количество нот.
К сожалению, музыкальная система Пифагора не была совершенной. Более того, каждый народ в последствии выбрал для себя свою. Например, в азиатской культуре популярен лад из 5 нот — пентатоника, европейцы же выбрали 7.
Когда мы говорим про 7 нот, то подразумеваем всем известные: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. На клавиатуре фортепиано это белые клавиши. Но откуда взялись чёрные? Значит, всё же их не 7, а 12?
Вернёмся к физике и всё той же вибрирующей струне. Она воспроизводит, кроме основного тона, обертоны (у физиков они называются гармониками). Эти звуки различны на слух, имеют разную высоту и их... 12!
Самое близкое расстояние между звуками называется полутон. 12-полутоновая система во многом сложилась благодаря Иоганну Себастьяну Баху, но это уже совсем другая история...