Когда человек начал наносить на тело татуировки? Точного ответа на этот вопрос нет. Ведь раскопки показывают, что за долго до нашей эры люди уже украшали себя рисунками. Конечно, тогда это был необходимый способ выделиться, и тату набивали, чтобы подать сигнал миру – «я свой, из того же племени», или «я вождь», «я воин», «я принадлежу к такому-то роду». Рисунки на теле древних людей скорее помогали им выжить, были оберегами, придавали храбрости и уверенности в себе, чем носили эстетический характер. Но со временем татуировки стали служить украшением. Чаще всего тату можно было увидеть на знатных людях. Правда, в Китае так помечали рабов. Но это - скорее исключение из общей закономерности. Так что же сейчас татуировка значит для человека? Об этом лучше спросить тату-мастера.
Татуировки сегодня очень популярны. Какие только рисунки ни украшают людей. Цветовая палитра, стили и техники – выбор огромный. Но, как и раньше, ключевою роль в нанесении тату по-прежнему играет рука мастера, для которого татуировка это, прежде всего искусство, а только потом уже ремесло.
Дмитрий Полозков набивает тату профессионально больше десяти лет. Параллельно он работает на ООО ТПФ «Темп» модельщиком, скульптором, формовщиком и художником. На предприятии он трудится с 2009 года. Татуировки нравились ему с детства. Мальчик прекрасно рисовал и хотел переносить свой незаурядный талант художника на кожу людей. «Однажды я увидел фильм «От заката до рассвета», в котором у героя Джорджа Клуни был роскошный «рукав», и прямо загорелся идеей создавать такие рисунки», – вспоминает Дмитрий. До сих пор на тыльной части его кисти можно заметить крошечную татуировку – первую попытку в школе самому себе нанести букву на тело. Мастер смеется, когда говорит, что друзья охотно становились его «черновиками». Тренировался и на близких. Первую татушку набил своему брату, и сделал в надписи на английском языке опечатку. Потом, конечно, все исправил, но случай запомнил на всю жизнь. Сейчас за плечами Димы уже огромный опыт. Люди возвращаются к нему по 3-4 раза, хотят все новые и новые татуировки. По словам мастера, это очень вдохновляет и стимулирует.
- Мне нравится видеть результат своего творческого процесса, - говорит Дима, - Особенно то, какими довольными уходят люди, и что татуировки приносят им радость долгие годы.
Сегодня многие берутся делать тату, это становится модным. Однако Дима настаивает на том, что здесь обязательно нужно быть художником, понимать, что такое рисунок, владеть законами живописи, неплохо разбираться в анатомии. А то потом приходится исправлять работу таких «энтузиастов». Опыт тоже имеет значение. Ведь для четкости линий нужна уверенная рука. Машинка-то вибрирует. «У меня был ученик. Очень талантливый парень. Он великолепно писал маслом. Когда я увидел его рисунки, то взялся обучать. Мне важно, чтобы у человека был талант», - рассказывает Дмитрий Полозков.
В 90-е ремесло это стало развиваться, так как появились книги про техники нанесения татуировок. Дима рассказывает, что настоящий бум пришел с появлением интернета. До того имелся очень ограниченный набор эскизов, да и вкус у клиентов был весьма не развит. А всемирная паутина позволила увидеть работы топовых мастеров.
- Мы узнали, что есть стили и помимо орнамента, - рассказывает Дмитрий. – Появились реализм, дотворк, блэкворк, трайбл, 3D и другие. А сегодня возможности позволяют смешивать все эти направления. Причем искусство татуировок продолжает стремительно развиваться. Это радует.
Дмитрий говорит, что раньше к нему обращались чаще девушки, чем парни. Сейчас ситуация изменилась – тату себе хотят в равной степени представители обоих полов. Чаще всего это молодежь. Но бывают и исключения. К сожалению, мало кто подходит к выбору эскиза осознанно, понимая, зачем ему нужен тот или иной рисунок на теле.
- Бывает так, что клиент на вопрос, «что вы хотите набить?», отвечает – вы мне посоветуйте, - рассказывает Дима. – То есть, человек просто хочет сделать какую-нибудь тату. Это, конечно, неправильно.
Дмитрий уверен, что с клиентом нужно разговаривать и обязательно найти общий язык, расположить к себе, сделать так, чтобы человек доверился и прислушался. Ведь порой приходится отговаривать людей от совершения больших ошибок. Например, от нанесения на тело каких-то колдовских меток, магической символики и рисунков в стиле загробного мира – демонов, черепов, смерти и прочего. За такие заказы Дима не берется, и старается чтобы клиент сам отказался от этой идеи. Мастер верит, что татуировка оказывает влияние на судьбу человека. Сам он становился свидетелем таких ситуаций. Но не только негативных. Однажды Дима наколол одинокой девушке на плечо образ матери с ребенком. Через год он узнал, что она вышла замуж и родила.
- Татуировка может придать уверенности в себе, - считает Дмитрий Полозков. – Например, когда мужчина набивает на свое тело храброго льва, тигра или медведя.
Не берется мастер за заказы нанести рисунок на интимные места и на лицо. Считает это неприемлемым. Также старается отговорить клиентов от такой затеи. Кстати, у самого Димы нет татуировок. Люди очень удивляются, когда узнают об этом. Причина проста – все идеи, которые приходили ему в голову, со временем утрачивали актуальность. К тому же, Дмитрию Полозкову хватает той красоты и эстетики, которую он каждый день создает на телах других людей. Как художник, он реализует себя в этом. Ведь для Димы татуировка – это, прежде всего, искусство, которое несет в себе сакральный смысл для человека, и только потом – ремесло.
Сейчас сам процесс накалывания рисунков стремится к упрощению. Появляются новые роторные машинки «Pen» с модульными иголками-носиками. Они гораздо удобнее в использовании, чем предыдущее поколение. Не говоря уже о тех, которые Дима и его «коллеги по цеху» собирали вручную в то время, когда ничего невозможно было нигде купить. Поговаривают и о создании автоматизированной техники, которая бы сама наносила татуировку. Но Дмитрий уверен, что такая затея обречена на провал, ведь ничто не заменит руку мастера.
- Сейчас мы можем делать градиент, красивые переходы светотени в 3D, а заживляющая пленка – это вообще революция в искусстве татуирования, - делится впечатлениями Дима.
Сам он больше всего любит работать в стиле черно-белого реализма. Не нравятся художнику полинезийские тату – слишком много черного цвета приходится заливать.
За время практики к Диме приходили клиенты с очень интересными заказами. Например, мужчина - поклонник всего, что касается Древнего Египта, попросил набить ему Анубиса на всю спину, а также составить рукава из египетской символики – пирамид, кошек и прочего. Одна фанатка певца Сергея Лазарева захотела иметь портрет своего кумира на внутренней стороне предплечья. Кстати, этот рисунок она после показала и самому Сергею во время встречи с ним. Певец работу Дмитрия Полозкова оценил. Но самой небанальной была просьба набить портрет дедушки клиента, который бы сидел на фоне камина и раскладывал пасьянс, а рядом нужно было нарисовать ноты его любимой песни, словно она все еще звучит для ушедшего родственника.
Подытожить можно тем, что в искусстве татуирования главное – профессионализм и осознанность. Причем последний фактор важен, как для мастера, так и для клиента. Ведь нанося рисунок на тело, человек действительно вмешивается в свою судьбу, привлекая внимания тех энергий, которые соответствуют его татуировке. А мастер становится посредником.
Татьяна Шишимер.
Фото Михаила Антоненко.