Найти тему

ДРЕССИРОВКА: 13 ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Оглавление
Картинка с просторов.
Картинка с просторов.

Что такое дрессировка?

Под дрессировкой животных понимают комплекс специальных приемов, предназначенный для выработки определенных программ поведения. Определение ТОДа ещё проще: #дрессировка – это выработка навыков. Дрессировка основывается на понятии условного рефлекса: в ответ на заданный стимул наступает определенная реакция.

Вся сила рефлексов и их биологическое значение в том и заключается, что они экономят время и ресурсы в тех стандартных ситуациях, для которых они предназначены. Для выживания выгодно, чтобы животное в таких-то типичных условиях не размышляло, а действовало по самой эффективной заранее сформированной программе. Многие из таких программ зафиксировались в генетической памяти, сделавшись  видовыми инстинктами.

Но значит ли это, что условными рефлексами и инстинктами исчерпывается весь #интеллект животного? Вовсе нет! Ведь любой #инстинкт предполагает выбор самого подходящего варианта: там, где сильный будет драться, слабый может и удрать. В природе есть много удивительного – нет только сугубо автоматического рефлекторного поведения.

Но разве жизненно важные привычки можно определить каким-то конкретным списком рефлексов и навыков? Вы собираетесь с собакой на прогулку – и она должна вести себя так, как нужно Вам. В нашей семье это может делаться по-своему, это дело индивидуальное.  И эта часть Дрессировки намного важнее для хорошей жизни в семье.

Впрочем, нередко собаки дрессируют нас намного успешнее, чем мы их. Примерам нет числа.

Неужели и у людей есть условные рефлексы?

И никак не меньше, чем у животных. Скорее, намного больше, потому что больше разных видов деятельности, для которых они нужны. Животному ведь никогда не потребуются навыки, связанные с вытачиванием деталей на станке или исполнением латиноамериканских танцев. А всем известная таблица умножения, которую мы учим в младших классах школы, представляет собой 81 #условный рефлекс : в ответ на "пятью пять" мы без раздумий выдаем: "двадцать пять".

Собственно говоря, и методы выработки рефлексов у животных и людей тоже одинаковы, потому что они определены Матушкой-Природой. Так что не случайно знаменитая книга Карен Прайор "Не рычите на собаку" имеет выразительный подзаголовок: "Руководство по дрессировке собак и людей".

Кому нужна дрессировка?

Всем без исключения! В жизни никому не обойтись без наработанных заранее способов решения стандартных задач. Это могут быть простейшие действия вроде выхода в дверь, а могут быть и довольно сложные программы и последовательности действий – например, сборы на прогулку. Такие составные программы называются "сложными динамическими стереотипами" – они включают в себя несколько действий, развиваются во времени, но строятся по одному и тому же утвержденному (конечно же, Хозяином!) плану.

Как только щенок попадает в хозяйский дом, начинается ДРЕССИРОВКА. Он сразу же узнает множество полезных для жизни и неизменных вещей: где его кормят, как называют, куда надо отправляться спать… И т.д., и т.п., всего не перечислишь.

Конечно, это совсем не то, что делают инструкторы по дрессировке, задача которых – преподать хозяину и собаке совершенно определенный набор команд.

Обязательно ли посещать дрессировочную площадку?

Ответ на этот вопрос зависит от Ваших целей.

Начну с лирического отступления. Прожив почти 40 лет в самом центре Санкт-Петербурга, во дворе Невского проспекта, я всю жизнь видел там бабушек с некрупными дворняжками. И в детсадовском возрасте я постоянно удивлялась: "До чего же умные у них собачки! Бабуля только сказала идти домой, а собака уже развернулась и потопала, куда надо!". Время шло, менялись и собачки, и бабули. Но вели они себя и общались точно так же.

Не думаете же вы, будто бабули, все, как одна, посещали с собачками дрессировочные площадки, нанимали инструкторов для индивидуальной дрессировки или хотя бы зубрили наизусть книжки по этому вопросу?!

Всё, что нужно для хорошей жизни с собакой, можно объяснить ей без всяких профессиональных премудростей. Если вам не хватит собственных догадок, мы с удовольствием вам поможем.

Но если вам хочется участвовать в соревнованиях, иметь интересное хобби и общаться с единомышленниками, то дрессировочная площадка подходит для этого ничуть не хуже, чем любой кружок по интересам.

Не забудьте только, что в ваших занятиях непосредственно участвует и собака. И любые дрессировочные упражнения могут оказаться для нее слишком большой нагрузкой или противоречить ее врожденным породным задаткам. Ведь всякое действие, а тем более – их сочетание, предъявляет к нервной системе свои требования и могут быть причиной тяжелых перегрузок и стрессов. И если мы используем простейшую ходьбу для того, чтобы справиться с последствиями пережитых нервных встрясок, то это же самое лекарство может, не дай бог, оказаться и ядом!

Какие команды на самом деле нужны в жизни?

Для того, чтобы справиться с собакой в любой жизненной ситуации, можно обойтись пятью основными командами: “Рядом”, Сидеть”, “Ко мне”, “Гуляй” и “Фу!”. Каждая из этих команд не только имеет свой очевидный функциональный смысл, но и оказывает важное воспитательное действие.

Команда “Рядом” – это наилучший способ заставить собаку сосредоточиться на требованиях хозяина. Только выполнять ее надо так же последовательно, как любую другую, не повторяя “вхолостую” при каждом шаге по улице, а при необходимости одергивая легким рывком поводка. Упражнения на выполнение команды “Рядом” очень разнообразны. Мы показываем, как правильно выполнять эти #упражнения , в наших тренингах.

Команда Сидеть примерно через двадцать секунд автоматически включает в центральной нервной системе собаки процесс торможения, успокаивающий зверя и снижающий остроту его реакций на окружающее. Используйте эту команду для того, чтобы помочь собаке освободиться от психической перегрузки. А в образовавшейся паузе и у вас будет время, чтобы сообразить, что делать дальше. Заодно этот навык становится прекрасным средством отработки "выдержки" и позволяет управлять состоянием нервной системы вашего питомца.

Команда "Ко мне!" в быту используется для того, чтобы отозвать собаку от чего-то, что привлекло ее внимание, а также для того, чтобы предотвратить какие-либо действия собаки или взять ее на поводок. По сути, эта #команда вовсе не является дрессировочным рефлексом, ее выполнение и невыполнение определяется отношениями собаки и хозяина. Как ни дергай собаку на бельевой веревке и ни травмируй шокером, решение о том, стоит ли подходить, остается за ней! Беда еще и в том, что при отработке этой команды в качестве дрессировочного навыка большинство хозяев собак совершает множество грубейших ошибок. Но не печальтесь! Эта команда великолепно восстанавливается при помощи некоторых специальных упражнений.

Команда "Гуляй" имеет два основных значения. Во-первых, она используется как освобождающая команда, предоставляющая собаке свободу, например, после вождения по команде "Рядом" или скучного сидения "на выдержке. Ох, как собаки ее ценят! Во-вторых, это совершенно конкретное указание на совершение "туалетных дел". Эта команда, независимо от того, в каком смысле вы применяете ее сию минуту, может выполняться как без поводка, так и на поводке, в пределах его длины.

Команда "Фу!" служит категорическим запретом нежелательных действий и подается очень резким, угрожающим тоном, отрывисто, на нижних регистрах голоса. Это интонация старшей, очень уверенной в себе собаки, которая умеет добиваться своего от непослушных юнцов. Очень важно продумать все ситуации, которые вы считаете безусловно опасными и требующими столь резкого вмешательства. Но помните: запреты никогда и никого ничему не учат! Тем более, что собака совсем не всегда понимает, к чему именно относятся наши запреты. Намного полезнее заменить запрет спокойной инструкцией – что нужно делать в данной ситуации.

Существуют ли команды, которым не стоит учить?

Да. Так же, как и вредные варианты #поведения человеческого ребенка – например, Вы не станете учить ребенка хмуриться и разговаривать сквозь зубы. И даже не потому, что это некрасиво, а потому, что это не прибавит хорошего настроения самому ребенку. Вот и у собак есть такие действия и даже позы, которые значительно влияют на внутреннее состояние питомца. Здесь понадобится кое-что объяснить.

К числу самых распространенных бытовых навыков, которым многие учат своих собак, относится, например, "Дай лапу". Казалось бы, куда уж безобиднее! Да и дружелюбие вырабатывает. Чем же это может помешать в правильном воспитании собаки?

Надо знать, что это очень и очень интимный жест. Не рукопожатие, а ПОЦЕЛУЙ! Мне кажется, что учить ребенка целоваться по команде совершенно безнравственно. Кого надо, сам поцелует. А со всеми подряд нечего и целоваться. Собаки чувствуют это еще лучше. Это ведь стайные животные, для которых очень важно отличать своих от чужих.

Это проверил один из ведущих кинологических клубов Санкт-Петербурга, который в свое время предложил концепцию "Добрая Собака". Это было в те поры, когда у нас стали появляться новые и страшные с виду породы вроде мастино и бультерьеров. По этим правилам #щенка следовало приучать общаться со всеми соседями и прохожими – чем больше числом, тем лучше. Одним из важнейших "воспитательных" мероприятий в этой концепции была команда "Дай лапу", притом в самом неумеренном употреблении.

Идея просуществовала около года. Пока подрастающие молоссы не стали нападать на собственных хозяев. Хуже того, в семьях страдали первым делом старики и дети. А что такого? Если можно целоваться с кем попало, то можно и беззастенчиво скандалить со своими.

Еще одна команда, приводящая собаку в крайнее недоумение, это "Голос". Тут дело в том, что лай собаки – это её звуковая речь. Каждое высказывание имеет свой смысл, которого собака не может не ощущать. А способы отработки этой команды основаны главным образом на призыве к игре или на просьбе дать кусочек. И когда мы рассчитываем, что по команде "Голос" собака облает неприятного дядьку, она попросту не понимает: почему нужно звать хулигана играть или выпрашивать у него лакомство?  А тогда она, как пить дать, не поймет и хозяина, который требует от нее столь нелогичных действий.

Команда "Лежать", которая считается обязательной практически в любой дрессировке, во-первых, совершенно не нужна в реальной жизни, а во-вторых, она резко снижает самооценку собаки и губит ее уверенность в собственных силах. Собака ложится перед ПОБЕДИВШИМ партнером, тем самым признавая себя слабой и ничего не стоящей. Как потом надеяться, что у нее найдутся моральные силы, например, для схватки с врагом или для спокойного поведения в тревожной обстановке? Вы ведь сами раз за разом внушали ей, что она, как нынче говорят, "ниже плинтуса". Слово "унижение" собаки понимают буквально!

За тридцать с лишним лет жизни с крупными и серьезными кобелями восточноевропейской овчарки эту команду приходилось давать ТРИЖДЫ. И каждый раз это делалось для того, чтобы НАКАЗАТЬ распоясавшегося молодца и сбить гонор. Взрослой собаке эта команда не нужна, а для молодой – опасна для психики.

А если нужно дома осмотреть, к примеру, наколотую лапу, собака ляжет сама – было бы доверие к хозяину! Во всех прочих случаях нам все равно, в какой позе находится собака.

Команда "Апорт", как оказывается, тоже совершенно не пригождается в повседневности. Во всяком случае, ей не придумали полезного применения две тысячи моих студентов (я давала им такое тренировочное задание). Апортировку любят те, кто считает лучшим способом времяпрепровождения с собакой игру в палочки и мячики. Что ж, пусть они портят нервную систему своей собаки (подробнее читайте в "Ненужных играх"), а Вам-то это зачем?

Если же нужно использовать апортировку в качестве полезного упражнения для развития интеллекта, мы охотно Вас этому научим. Помните только, что эти упражнения применяются сугубо ИНДИВИДУАЛЬНО!

Одним словом, собака имеет вполне естественные основания возражать против выполнения этих команд.

Только не уверяйте меня, что именно так отрабатывается настоящее послушание! Вы ведь не поступаете наперекор своим близким только ради того, чтобы потешить самолюбие и настоять на своем ценой любого скандала и тяжелого конфликта? Не лучше ли искать послушание во взаимопонимании, а не в намеренных несогласиях и силовом подчинении?

И чем нелепее требования, тем охотнее они забываются при первой же возможности! Неправильные дрессировочные действия, наталкивающие собаку на выводы о НЕПОНИМАНИИ со стороны хозяина, не способствуют послушанию, а лишь губят его!

Главная цель дрессировки – это послушание. Как оно достигается?

Да, человек всегда (или почти всегда) может ЗАСТАВИТЬ собаку себя слушаться – как солдат в армии ОБЯЗАН выполнить приказ командира. А в увольнительной? А после дембеля?

Точно так же и ребенок с невероятной готовностью и с восторгом забывает родительские наставления, если они сводятся к механическому выполнению команд и требований. Потому-то и упорные повторения дрессировочных упражнений ничего не прибавляют к послушанию. Наоборот, они обесценивают команду – животные не терпят бессмысленных действий, так им диктует природа. Забыть команды собака не может. А вот не хотеть выполнять может. Но это уже другая проблема.

А начинается послушание с  микроскопического преодоления воли собаки – с поворотов на зигзаге по команде "Рядом". Собаке хочется экономить энергию и идти по прямой. И если она согласилась делать ненужные повороты по воле хозяина на НЕНАТЯНУТОМ ПОВОДКЕ, то она признала превосходство хозяйской воли.

Что делать, когда собака притворяется, что не слышит команды?

Вас это немало удивит! Но если собака притворяется, что вас не слышит, она не притворяется. Как правило, она В САМОМ ДЕЛЕ ВАС НЕ СЛЫШИТ. Даже если привыкла игнорировать ваши команды.

В норме у собаки нет ровно никаких причин противиться человеку. Если, конечно, действия хозяина не противоречат законам природы, по которым живет собака, и не создают причин для вечного конфликта. Но я очень надеюсь, что Вы избежали трагических ошибок в отношениях.

Доминирование? Этот вопрос слишком объёмен, чтобы обсуждать его здесь. Но вот статья, в которой он подробно разобран. А вот ещё одна.

Так что во многих случаях собака НЕ МОЖЕТ услышать и выполнить команду. Этому мешает #нервная перегрузка , которая, к сожалению, очень легко возникает в процессе дрессировки. Это то же самое, как невозможность подумать о чем-либо серьезном в момент, когда мы перевозбуждены или устали. Да что там – о серьезном! А если в минуту душевного волнения Вас попросят повторить ту же таблицу умножения? Во-первых, Вы можете не обратить внимания на эту просьбу, а во-вторых, не сумеет вспомнить. Вот и отказали условные рефлексы?

Не торопитесь приписывать любое невыполнение команды злостному неповиновению, из которого обязательно вытекут страшнейшие беды. Уверяю Вас, заигравшийся ребенок, не торопящийся на зов матери, совсем не обязан ее впоследствии убить!

Попробуйте еще раз, да подоходчивее, объяснить собаке, чего вы от неё хотите. Возможно, придется выбрать для этого более спокойную минуту или помочь питомцу привести в порядок нервы. Ни на секунду не выходите из себя – это резко снижает ваш авторитет. И не забудьте похвалить, когда собака постарается и выполнит Вашу команду.

Как дрессировка развивает ум собаки?

Примерно так же, как таблица умножения учит вести семейный бюджет, а букварь помогает наслаждаться литературным творчеством. Это ни чуточки не смешно! Без овладения техническими приемами никакие высоты недостижимы. Но значит ли это, что сама по себе техника выполнения отдельных действий гарантированно ведет к жизненной мудрости?

А ведь все неприятности, которые доставляют нам собаки, связаны вовсе не с нежеланием зверя выполнить команду! Они куда чаще становятся результатом растерянности собаки, не сообразившей, что надо делать в такой-то ситуации.

Как и чему учить щенка?

Команды "Ко мне" и "Фу!" щенок легко осваивает к концу первого месяца жизни, в доме заводчика. Не премину напомнить – это только первичное запоминание информации, которое никак не гарантирует, что в дальнейшем эти команды будут выполняться. Послушание – это совсем другой вопрос.

В конце первого месяца жизни у щенка начинают включаться врожденные инстинктивные формы поведения. Мамки учат детей необходимым действиям в играх. Так что именно этот период, по выводам бихевиористов, прекрасно подходит и для формирования самых нужных условных рефлексов.

Команда "Сидеть" - первая и наиболее легко выполняемая команда у большинства собак. Именно потому, что мы, сами того не сознавая, учим ей щенка в самом подходящем возрасте – как раз в два-три месяца. И учим самым естественным способом, сами забавляясь, не в принуждении, а в игре.

Основное условие правильного выполнения команды "Рядом"– вести собаку на ненатянутом поводке! Управлять выполнением команды нужно только рывками, а не постепенным натяжением поводка и приложенным к нему усилием. Правила хождения на поводке щенок способен освоить в двухмесячном возрасте – только не мешайте ему собственными действиями!

В том же возрасте щенок знакомится и с командой "Гуляй!". В детском возрасте она используется только при освобождении щенка от поводка, а более разнообразные ее применения целесообразны несколько позже.

Если вы не поленитесь научить щенка выполнению простейших команд уже в детском возрасте, то вместо того, чтобы в  возрасте молодняка обучать #собаку самим навыкам (а времечко, отведенное для этого Природой, увы, уже миновало!), вы сможете вполне эффективно применять их для формирования более сложного поведения и более взрослых черт характера.

Хочу предупредить: в детском возрасте нельзя отрабатывать так называемую выдержку. Щенок непоседлив, как человеческий ребенок, так что не стоит перегружать нервную систему неосуществимыми заданиями. Ограничьтесь теми двадцатью-тридцатью секундами, на которые щенок способен успокоиться среди игры, и небольшой паузой перед кормежкой, когда зверь ожидает вашего разрешения приняться за еду. А вот правила кормления следует соблюдать уже в самом раннем возрасте!

В каком возрасте нужно идти на площадку?

Этот вопрос невероятно важен! Ведь у собак есть свои законы развития, в силу которых ребенок в определенное время усваивает именно такие вещи, а не другие. Эти вопросы прекрасно изучены бихевиористами.

Вот табличка соответствия возрастов щенка и человеческого ребенка:

2 месяца – приблизительно 3 года человека;
3 месяца – приблизительно 5 лет человека;
5 месяцев – приблизительно 7-8 лет человека;
6 месяцев – приблизительно 11-12 лет человека;
9 месяцев – приблизительно 13-14 лет человека.

Нынче принято приглашать щенков на "детскую" дрессировку в 4 месяца – это возраст старшей группы детского сада. А все дрессировочные программы рассчитаны на ВЗРОСЛЫЙ МОЗГ.

Учитель старших классов не владеет детсадовской педагогикой. Еще меньше с ней знаком старшина, ведущий курс военной подготовки.

И дело не в игровых методах или "гуманных" приемах вроде вкусняшек или игрушек. Дело в неоспоримых законах Природы – в том, какие структуры мозга на что способны. Есть даже данные, что при несоблюдении возрастных законов развития изменяется строение головного мозга – его извилины деформируются и сглаживаются. Вы ведь не для этого брали в свою жизнь Друга?

А щенку приходится еще хуже, чем человеческому ребенку! В каком возрасте ваш малыш впервые стал гулять на улице? 99 из 100, что не раньше трёх-четырёхмесячного возраста – после всех прививок и карантинов. И через пару-тройку недель, ничегошеньки не зная о пугающем мире за стенами такой безопасной и привычной квартиры, ребенок должен справляться с колоссальными нагрузками? Да ему дай бог обойтись без тяжелых стрессов! Уж не стану напоминать о классическом "возрасте страхов", умножающем все эмоции на много порядков, и о том, что главная задача этого возраста – это распознавание, для отработки которого Матушка-Природа предусмотрела совершенно определенные методы.

Нет-нет, научно обоснованная методика детской дрессировки существует. Но это не занятия на площадке и не заучивание команд или, боже упаси, цирковых трюков. Всё начинается с того, что нужно в быту. А если вам все же захочется пойти в собачью "школу", Вы успеете сделать это в том возрасте, когда и следует учить юнца дисциплине – около 7 месяцев. И тогда вам не придется в поте лица осваивать сами навыки. Ваша собака уже будет их знать и выполнять надежнее, чем при несвоевременном освоении.

Как выбрать площадку и инструктора?

  • Если группа разнородна по возрасту и породам собак, то это означает, что инструктор вряд ли будет заботиться о более или менее индивидуальном подходе. Та же сложность возникнет и при многочисленной группе – более десяти собак.
  • Прежде, чем принимать решение, посмотрите за работой других собак. Чем больше вариантов одного и того же упражнения применяет инструктор, тем полезнее эти занятия. Так, например, при обучении ходьбе по команде "Рядом" можно применять разные траектории и режимы движения, а можно ограничиться лишь однообразными обходами площадки по контуру; при отработке команды "Место" следовало бы отходить от собаки в разных направлениях и в разных темпах.
  • Если в группе присутствуют собаки разных пород, вы сможете понять, насколько тщательно подбираются варианты работы.
  • Если вам предлагают совместить дисциплинарную подготовку и выработку охранных навыков, то это потребует от собаки быстрого перехода от подавления инициативы к активной самостоятельной работе. Чем моложе и неопытнее собака, тем более тяжелые последствия это повлечет. Соглашаться можно только при условии, что собака уже подготовлена и к тому, и к другому – но тогда зачем вам площадка? Разве что из спортивного интереса.
  • Наблюдая за работой инструктора, вы увидите, приписывает ли он все возможные сложности упрямству и "доминированию" со стороны собаки, приказывает ли хозяину ее "ломать" и какими способами. Оценивайте это по своим представлениям о нормах отношений с собакой и по собственному здравому смыслу.
  • Внимательно отнеситесь к советам инструктора относительно так называемого "командного голоса". Если советы сводятся к тому, чтобы погромче кричать на собаку, то это приведет к совершенно ненужным осложнениям в ваших отношениях с питомцем.
  • Не полагайтесь на профессиональные приемы, их может оказаться недостаточно. Защищайте собаку от произвола и насилия со стороны инструктора. Всегда помните, что ответственность за любые последствия неправильных действий инструктора будет нести не он, а вы. Инструктор по дрессировке чаще всего попросту ничего не знает об отдаленных последствиях, а узнав, никак не связывает это со своей работой. Но лужи, оставленные нервной собакой при любом эмоциональном напряжении, вытирать вам – и это еще самые безобидные последствия.
  • Узнайте, какова продолжительность курса. Для дрессировки по любой программе послушания достаточно 10-15 занятий. Если приходится заниматься дольше, то в этом виновата вовсе не "слабая психика" Вашей собаки, а неспособность или даже нежелание инструктора хорошо выполнить свою работу. Помните: чем хуже работает инструктор, тем дольше Вы будете носить ему деньги.

Индивидуальные занятия

  • Главное, на что НЕЛЬЗЯ соглашаться – это предложение забирать собаку и заниматься с ней без вас. Даже если не предполагать, что за этим стоят далеко не гуманные методы работы, собака будет впоследствии слушаться не вас, а инструктора. Если инструктор обращается с собакой хорошо, то эта проблема только усугубится, потому что собаке с ним будет и легче, и спокойнее, чем с вами.
  • Избегайте "скорострельных" программ, обещающих счастье за десять дней. Природа задает свои темпы усвоения информации. Занятия с собакой лучше всего проводить два–три раза в неделю, иначе в нервной системе просто не успеют сформироваться нужные нервные пути. Повлиять на физиологию высшей нервной деятельности не может ни один инструктор.

Что такое "драйв" и надо ли его добиваться?

Это понятие относится к спортивной дрессировке, а обозначает оно способность собаки "заводиться" до такой степени, чтобы выполнять все действия автоматически и с большой скоростью. Считается, что это весьма желательно, поскольку отражает энтузиазм собаки и ее увлеченность делом. На самом деле внешние проявлении я "драйва" говорят о том, что это не что иное, как состояние перевозбуждения нервной системы. Чем больше "драйва" видит человек, тем выше уровень возбуждения – вплоть до патологического. А дальше – как повезет! Не всякая нервная система может подолгу выдерживать колоссальные перегрузки и не "сгореть". Так что тому, кто любит свою собаку и заботится об ее здоровье, следовало бы относиться к "драйву" с огромной осторожностью.




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru , а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .