Что такое slow journalism, или «медленная» журналистика, как называют ее у нас в России? Это культура осознанности, уюта и принятия, это размеренное чтение и долгие трапезы, это о духовном и глубоком, это неторопливо написанный текст, полный тепла, пастельных оттенков и запаха имбирного печенья. И отечественная классика, подобно журналистам этого направления, может подарить те же эмоции, сделать чтением не просто перелистыванием страниц, а терапевтическим ритуалом. Особенно когда охватывает страх и поскорее хочется весны!
1. «Старосветские помещики» Н.В. Гоголь
Никогда не слышали о том, как еда превращается в язык любви, а утрата близкого человека – в праведную, светлую скорбь? Гоголь знает в этом толк и делится своими наблюдениями, рассказывая о быте пожилой пары Товстогубов. Изредка Афанасий Иванович посмеивается над Пульхерией Ивановной, правда, шутки у героя добрые, они больше веселят, чем обижают женщину. Всевозможные наливки, томлённые в яблоках куропатки и бисквиты только подогревает повседневную романтику их жизни, наполняют ее простыми удовольствиями.
Несмотря на 9-разовое питание, глава «семьи» высок и строен, изысканные блюда, возможно, выступают здесь в качестве метафоры на возвышенную любовную связь. Хозяйка, постоянно занимаясь благоустройством имения и надзором за крепостными, не становится типичной брюзгливой барыней, искренне любит каждую мелочь в доме и испытывает радость тогда, когда ей проникаются остальные. К «Старосветским помещикам» нельзя не возвращаться и не перечитывать их вновь, ведь истинность чувств – редкое сокровище в последнее время. Так пускай мы получим доступ к ней хотя бы на страницах гоголевской повести.
2. «Обрыв» И.А. Гончаров
На первый взгляд Малиновка, куда отправляется вольный художник Райский, кажется тихим, не тронутым страстями внешнего мира местом. Однако Гончаров недолго томит нас висящим на стене ружьем: наконец, оно выстреливает, да так метко, что поражает сразу нескольких человек. В глазах появляются первые слёзы, между домами снуют письма на синей бумаге, тёмный сад становится хранителем секретов, а утренний свет — признаком напускного спокойствия. Мудрая и не раз обжигавшаяся пожилая дама пытается спасти внучек, Марфеньку и Веру, от опрометчивой влюбленности, их троюродный брат живописец, напротив, ищет способы научить девушек любовной страсти.
Увлекательность действия подкрепляется эмоциональными монологами героев, рассуждающих как о социально значимом, так и о важном исключительно для них самих. За перипетиями внутри семейства и правда интересно наблюдать, особенно когда они доходят до уровня серьезной драмы. Вы думаете, невозможно найти историю трогательнее «Бриджертонов» на Netflix? Гончарову есть, чем вас удивить: от мистической тайны обрыва до запретных свиданий под луной. Плед, кружка фруктового чая, остатки сугробов за окном и большой роман, читающийся на одном дыхании – вот starter pack для первых весенних вечеров.
3. «Война и мир» Л.Н. Толстой
Семейные сборы, юношеские любовные интриги, энергично стучащие по клавишам фортепиано пальцы и грациозные танцы – всем этим, пока на дальних рубежах гремят пушечные ядра, полнится мирная сторона толстовского романа-эпопеи. Если вы уж совсем не любители школьного списка литературы, то направляйтесь прямиком к Ростовым, их праздничным приемам, святочным гуляньям в доме у дяди, первому балу юной Наташи и, наконец, сценам эпилога, где показана идиллия повзрослевших «детей».
В большом, полном свежих ароматов доме шумит детвора, а молодые родители, отвернувшись от консерватизма предков, размышляют о судьбах страны. По этой четырехтомной, но невероятно занимательной «энциклопедии» мы учимся любить и прощать, сострадать и верить, ощущать жизнь на кончиках пальцев и следовать своим идеалам. Пускай нелегко идти к цели, пока на горизонте виднеются очертания родового имения, все по плечу «и стоило жить, и работать стоило», по завету В.В. Маяковского.
4. «Белая гвардия» М.А. Булгаков
Толстовский мотив семьи перерабатывается Булгаковым в архетип Дома, священного и родного, в него хочется приходить, даже будучи обессиленным, тяжело раненным, каковым приносят туда Алексея Турбина после городского мятежа. С вместилищем душистых роз и гитарных аккордов невозможно не поделиться всеми тяготами и неудачами. Поэтому, пытаясь укрыться от настигающего горя, Елена уходит в спальню, зажигает огонь в печке и «сидит, наплакавшись об Алексее, на табуреточке,…а Николка у ее ног на полу».
Хотя Турбиным приходится пережить и смерть матери, и предательство Тальберга, супруга Елены, и лишения Гражданской войны, они остаются достойными хранителями «мебели старого красного бархата» и прекрасных «шкапов книг, пахнущих таинственным старинным шоколадом». На город наступают вражеские войска, а за кремовыми шторами украдкой собирается дружная компания. Не готовые унывать, герои продолжают идти в бой, происходящий в душе или в реальности, с оружием в руках. У них есть четко определенные стремления, они могут приносить себя в жертву ради окружающих и знают цену времени. А главное в «Белой гвардии» – вера в положительный исход, сплоченность и сила духа, чем бы и нам неплохо обзавестись в наступившем 2022.
5. «Антоновские яблоки» И.А. Бунин
Для преданных «фанатов» ностальгии с наступлением нового года мы приготовили один из самых сентиментальных рассказов Бунина. Тут в дружном хороводе кружатся и слёзные воспоминания об уходящей эпохе, и полуразрушенные деревенские избы, и сладковато-пряный «флёр» окропленных дождем антоновских, и трагикомичный дворянский быт, и поскрипывание ветхих половиц. Размеренность повествования порой действует на читателя усыпляюще, но эта дремота не торжественна скуке, а лишь успокаивает, настраивает на медитативный лад.
Густота позднеавгустовских красок напоминает масляные пейзажи, детали которых нанесены на бумагу несколькими слоями, в них буквально утопаешь — в то же время и не хочешь освобождаться, желаешь, чтобы прекрасная цветовая «мука» продолжалась вечно. На фоне меланхоличной дымки всплывают в памяти давно забытые любовные истории, головокружительные радости и не меньшие по масштабу печали. Так выстраивается доверительная беседа с рассказчиком, где и вы, и он поочередно делитесь былыми душевными переживаниями и юношескими обидами.
Читайте с удовольствием и делитесь впечатлениями с нами!