Найти тему

Чувствовать нельзя выражать

Что меня поражает больше всего, так это подобная логика: управлять эмоциями нельзя, надо быть спонтанным. Но выражать тоже нельзя, надо вести себя прилично.

Что меня поражает больше всего, так это подобная логика: управлять эмоциями нельзя, надо быть спонтанным. Но выражать тоже нельзя, надо вести себя прилично.

То есть, в нашей культуре (а значит, в наших головах) одновременно существуют две противоположные установки:
— Управлять эмоциями — плохо. Это бесчеловечно, кто так делает, тот черствая бесчувственная скотина. Живые люди — спонтанны, испытывают бесконтрольные переживания.
— Выражать эмоции — плохо. Это неприлично и некультурно, свои эмоции нужно держать при себе. Слезы — признак слабости. Агрессия — удел быдла. Влечение — порочно и непристойно.

Что в итоге?

Управлять эмоциями мы не умеем, ведь это неправильно, надо быть спонтанным. А выражать их нельзя, ведь надо вести себя прилично.

Злиться нельзя, улыбочку пожалуйста. Раскисать запрещено. На обиженных воду возят. А куда мне все это девать, разорваться?!

Такое воспитание, такая культура, — плодит эмоционально измученных людей, депрессию, и длинную очередь пациентов для психологов и психотерапевтов.

Это нездорово, и только мы сами можем это исправить.

Только без резких движений. Пожалуйста, не надо сразу идти к своим близким и выражать им все, что накопилось (особенно за последнюю неделю).

Начнем с такой практики: разреши себе испытывать те эмоции, которые у тебе есть. Тебе — можно. Если хочется выразить — выпиши в дневник, выговорись в ванной со включенным душем, порисуй, пореви наконец.

Но одновременно — разреши себе задаться вопросами насчет твоих эмоций, поставить под сомнение свои эмоциональные реакции. Это то, что я хочу сейчас чувствовать? А как я хочу себя чувствовать? Что я могу для себя сделать?